Парагвайская арфа своими руками

На столе несколько чертежей, на полках — минимальный набор столярных инструментов вперемежку с керамикой, повсюду — заготовки из разнообразных пород дерева. Хозяин мастерской Тимур Илаев перехватывает взгляд, зацепившийся за снимок на стене.

Парагвайская арфа своими руками

Тимур Илаев

— Это Гаха Сланов, — поясняет он, — видите, в руках держит дуадастанон фандыр, старинную осетинскую арфу. На ней он исполнял нартский эпос. Он последний из сказителей. Вот с этой фотографии все и началось.

«Рука соскочила, и нож ушел в ногу»

Началось все на самом деле еще раньше, когда, в то время солист североосетинского государственного театра оперы и балета, он стал захаживать в расположившуюся неподалеку от театра мастерскую мастера по дереву Сослана Моураова.

Тимур часами следил за точными движениями рук умельца, а потом сам захотел сделать ритуальную чашу для пива. Получилось неплохо. Тогда Илаев замахнулся и на музыкальные инструменты — опять получилось с первого раза.

Но «руки в кровь» стало его историей.

— С тех пор, как я создал свой первый инструмент, прошло восемь лет. Его я вообще сделал одним ножом. И метка осталась на память, на всю жизнь. Когда работал, такой азарт охватил, что напрочь забыл об элементарных мерах безопасности, рука соскочила, и нож ушел в ногу. Пришлось швы накладывать. Жена была в панике, конечно. Так что да — про кровь и пот как раз мой случай.

Парагвайская арфа своими руками Парагвайская арфа своими руками

Тимур родился в Северной Осетии, окончил вокальное отделение владикавказского Училища искусств имени Валерия Гергиева, а потом поступил в краснодарскую консерваторию. Вдали от родной республики сильно скучал и когда вернулся, решил окунуться в национальный колорит, даже приобрел традиционную осетинскую рубашку.

— Помню, когда я шел по улице в этом наряде, мне вслед оборачивались, — вспоминает Тимур, — это сегодня модно, а тогда было как минимум странно.

Затем началось увлечение воссозданием старинных музыкальных инструментов. А когда Тимур увидел фотографию со старинной арфой — он в прямом смысле потерял покой.

Лабиринт нартов

Парагвайская арфа своими руками

Сказитель Гаха Сланов с народной осетинской арфой — дуадастанон фандыр

Арфе, которую держит на фотографии последний из сказителей, — 300 лет.

— Я решил попробовать воссоздать музыкальный инструмент. Тогда у меня уже был опыт: получилось сделать точную копию хъисын фандыра (струнно-смычковой инструмент. — Ред.) и дала фандыра (щипковый инструмент. — Ред.).

А дальше Тимур узнал, какую роль довелось сыграть изображенной на снимке арфе, и желание превратилось в цель.

— В далеком XVII веке этот инструмент примирил кровников. Род Томаевых принял ее в дар от представителей фамилии, с которой враждовал больше ста лет. Так что этот инструмент имел сакральное значение.

В течение десятков лет арфа, считавшаяся священной, передавалась Томаевыми из поколения в поколение, пока один из представителей рода не подарил ее местному музею. Оттуда ее украли. Пришлось воссоздавать инструмент лишь по фотографиям.

Для Тимура было важно использовать именно такую, как у оригинала, породу дерева — клен спилили в североосетинском селении Чикола. Мастер сам, дома, просушил дерево. Добиться максимальной схожести стало делом принципа, поэтому арфа создавалась из цельного куска дерева, хотя куда проще работать с заготовками. Но сложнее всего пришлось с узорами на деке.

Парагвайская арфа своими руками

— Я ломал голову над этими лабиринтами, — рассказывает Тимур, — тогда я еще ничего не знал про них, думал: обыкновенные узоры. Не мог понять, почему такая асимметрия, ромбики? Потом осознал, что это одна нить, которая образует непрерывный рисунок. Она нигде не прерывается, не касается другой, не смыкается — и получается лабиринт.

Я разговаривал с историками, они выдают разные версии: одна из них, что это лабиринт нарта Сырдона, другая — что изображена нить нарта Сослана, с помощью которой он находил дорогу из царства мертвых. По такому же принципу непрерывной линии вырисовывались солярные знаки.

Было сложно из-за затемненных фотографий: найти правильный «вход» и идти точно как в оригинале.

Парагвайская арфа своими руками Парагвайская арфа своими руками

Космическая мелодия и музыка для душ умерших

На изготовление первой арфы ушел год кропотливой ручной работы. Сейчас для этого же Тимуру нужно полтора — три месяца. Всего таких «томаевских» арф он сделал уже семь — та, что на фотографиях, самая первая и самая любимая. Ее Тимур не продаст ни за какие деньги, как талисман она должна быть рядом с мастером.

Остальные шесть — в частных коллекциях, у музыкантов, в музеях, в том числе в национальном музее венгерского города Ясберень. Считается, что он был основан ясами, иранской народностью, родственной предкам осетин, так что в городском музее представлено множество аланских артефактов, и арфа стала одним из главных экспонатов.

Про арфу Илаева сняли и документальный фильм, и, по словам мастера, во время съемок произошел любопытный случай.

— Достаю арфу из машины, это проходило в горах, и ветер стал перебирать струны. Когда она зазвучала, все вокруг затихли в изумлении. Казалось, что арфа играет сама — невероятно красивую мелодию.

Конечно, это физическое явление, ничего мистического, но было удивительно.

Бывает, что меня прямо неудержимо тянет поиграть на арфе, особенно в горах, где вокруг звенящая тишина, и ее звуки — это что-то космическое.

Полумистические истории связаны и с другими народными осетинскими инструментами. В республике рассказывают, что в древности некоторые из них использовали не только на торжествах, но и на траурных мероприятиях. Старики говорят, что, к примеру, звуки хъисын фандыр успокаивали души умерших, поэтому у гроба покойника всегда находился человек, который мог играть на этом инструменте.

Парагвайская арфа своими руками

Тимур рассказывает еще об одном интересном применении хъисын фандыра:

— Раньше, если сходила лавина и погибали люди, при помощи этого музыкального инструмента находили тела. Когда-то в Южной Осетии сошла лавина, снесло все село Джусоевых.

Прадед моей супруги ходил в поисках умерших с хъисын фандыром. Мне говорили, что есть какая-то необъяснимая взаимосвязь мелодии этого инструмента и душами покойников.

В месте, где находился погибший, хъисын фандыр звучал по-другому. Понятное дело, это различие мог уловить не каждый.

«Хочу, чтобы арфа стала символом Осетии»

Под свой самый известный инструмент, арфу, Тимур планирует спеть старинные осетинские песни, записать их в студии и снять клип. А еще он хочет давать детям уроки музыкальной истории осетин.

— Они ведь практически ничего не знают о народном фольклоре. Когда просишь назвать музыкальные инструменты, перечисляют только осетинскую гармошку и доули. А у осетин 12 исконных музыкальных предметов. Я хочу реконструировать все! Сейчас работаю над духовыми, уже собрал всю информацию.

Парагвайская арфа своими руками

Осетинский струнно-смычковый инструмент хъисын фандыр

Тимур попробовал получить грант для своего проекта — но не вышло.

— Причина смешная: налоговая показала долг в 118 рублей, который я не успевал погасить к нужному сроку.

Реконструкция старинных инструментов между тем — дело весьма затратное. К примеру, небольшой лист красного дерева стоит три тысячи рублей, а если использовать не нейлоновые струны, а жильные английского производства, то цена и вовсе взлетает.

Парагвайская арфа своими руками

— Но звучат они совершенно иначе, — убеждает Тимур, — я всегда уловлю различие между голосом современного и старинного инструмента.

Верхнюю деку хъисын фандыра он сделал из тонкой, как бумага, козлиной кожи.

— Она ведет себя капризно, звучание может зависеть от погоды. Но и звук другой, особенный, более архаичный, что ли. Тембр другой.

Продает свои изделия Илаев редко. Не каждый и сможет купить: цена, например, арфы — около 100 тысяч рублей. Эта работа — не заработок, а дело для души.

— Знаете, мне все нравится в моей работе: и сам процесс, и тем более итог, — объясняет Тимур. — Хотя бывает, что говорят, мол, хватит ерундой заниматься. Но меня это не раздражает.

Раздражает другое — когда спрашивают: «А как это называется?» Серьезно? Как можно не знать, как называется исконно осетинский музыкальный инструмент? Таким вопросом задается и старшее поколение. Я стараюсь это изменить, и хорошо, что есть люди, которые придерживаются такой же точки зрения.

Очень хочу, чтобы осетины знали свою историю, свой фольклор. А еще чтобы арфа стала символом Осетии, как в Ирландии.

Милена Сабанова

Источник: https://etokavkaz.ru/redkii-spetcialist/muzyka-dlya-dukhov-predkov

Как сделать дудочку (свирель) своими руками

Парагвайская арфа своими рукамиСвирель (дудочка) — старинный музыкальный инструмент. Обычно ее делали пастухи, чтобы развлечь себя при монотонной работе. Делали дудочку (свирель) как правило из камыша, тростника или другого пустотелого материала. Для того,чтобы сделать такую дудку, вам понадобится какая-нибудь полая трубка длиной ок. 30см. с внутренним диаметром ок. 1 см. Это стебель камыша(он растет по берегам рек или в заболоченных местах)или трубка из ПВХ. Еще вам понадобится тюнер или какой-нибудь музыкальный инструмент для настройки звука, ножовка, выжигатель по дереву, острый нож, клей типа «Момент», надфиль, наждачка и кусочек дерева для свистка.

Парагвайская арфа своими руками

Ход работы по изготовлению свирели (дудочки) из камыша

Вначале необходимо отпилить трубку по длине (у меня она 27см), выровнить края и удалить внутренние перегородки (если они есть) ножом:

Парагвайская арфа своими рукамиЗатем зачищаем внутренний канал с помощью намотанной на палочку наждачки :

Парагвайская арфа своими рукамиТеперь необходимо на расстоянии ок. 2см. от края вырезать отверстие свистка. Оно имеет прямоугольную форму. Ширина его 0,7 см., длина 0,5 см. Это ориентировочно. Окончательно его можно доводить при подстройке. Намечаем отверстие карандашом и прорезаем:

Парагвайская арфа своими рукамиТеперь формируем надфилем угол свисткового отверстия (на стороне ближе к выходу). Он должен быть под углом 45 град. Этот угол очень важен, т.к. он непосредственно участвует в формировании звука, рассекая струю воздуха.

Парагвайская арфа своими рукамиТеперь необходимо сделать пыж из кусочка дерева, и подогнать его под диаметр внутреннего канала (схема его устройства ниже). Он должен доходить до ближней грани отверстия свистка.

  • Парагвайская арфа своими рукамиМожно стянуть ниткой край дудочки, чтобы камыш не треснул:
  • Парагвайская арфа своими рукамивставляем пыж в дудочку, предварительно примеряя его:
  • Парагвайская арфа своими рукамиОтпиливаем лишнее, выравнивая край:
  • Парагвайская арфа своими рукамиПромазываем пыж клеем и вставляем в дудочку. Когда он подсохнет, формируем для удобства игры скос края дудочки:

Теперь с помощью тюнера проверяем тональность (первый звук) нашей флейты. У меня получился»Ре». Дальше необходимо прожечь первое отверстие. В начале прожигаем дырочку маленького диаметра,проверяем тюнером и подстраиваем отверстия, расширяя его.Чем шире и выше к свистку отверстие,тем выше нота.

Строй свирели диатонический, т.е. гамма мажорная или минорная. При всех закрытых отверстиях получилась нота «Ре», значит первая дырочка будет соответствовать ноте «Ми», вторая ноте «Фа диез», третья-«Соль», четвертая-«Ля», пятая «Си», шестая «До диез», и нижняя «Ре». Это мажор.

Ниже выложу схему с промерами отверстий и устройством свистка.

  1. После настройки шести дырочек с верхней поверхности флейты, необходимо зачистить внутренний канал от остатков гари наждачкой:
  2. Последним прожигаем отверстие с нижней поверхности флейты:
  3. Схема свистка и промеров отверстий дудочки:

Заказать флейту можно:

В Воронеже можете подъехать ко мне в мастерскую и купить флейту на месте.
По России отправляю почтой — опыт отправок большой! Сохраните мой сайт в социальные сети и расскажите друзьям!

Читайте также:  Рогатка увеличенной мощности своими руками

Источник: http://oberegwood.ru/kak-sdelat-dudochku-svirel-svoimi-rukami/

Как сделать парагвайскую арфу — Статьи

С помощью комплекта вы можете легко сделать свою парагвайскую арфу. Все, что вам нужно для завершения этого проекта — это отвертка и несколько часов свободного времени.

Когда этот текст был опубликован, комплект парагвайской арфы составлял от 875 до 1560 долларов, в зависимости от количества струн арфы.

После того, как инструмент собран, вы можете выполнить несколько дополнительных шагов, чтобы закончить дерево любым тоном и добавить декоративные детали для его настройки.

направления

Парагвайская арфа своими руками Парагвайские арфы были привезены в страну испанцами (Hemera Technologies / AbleStock.com / Getty Images)

  1. Найдите набор парагвайской арфы от известного производителя арф. Сравните цены и варианты для лучшего предложения. Если вы покупаете онлайн-комплект, учтите стоимость фрахта и политику возврата, прежде чем подтвердить покупку.

  2. Купите набор для арфы и отвертку, если у вас ее нет. Когда у вас есть комплект, аккуратно выньте все из коробки и проверьте, нет ли у вас или поврежденных частей. Если какой-либо из случаев положительный, не пытайтесь сделать арфу, заменив материал; немедленно вернуть весь комплект для замены.

  3. Подготовьте чистую и организованную рабочую зону, где вы можете оставить арфу незаконченной, если вам нужно работать по очереди для ее завершения. Ковролин лучше, но вы также можете положить толстое одеяло, чтобы защитить дерево от царапин.

  4. Прочитайте все инструкции, прежде чем начать. Оставьте кусочки примерно в порядке удобства. С помощью отвертки установите арфу, следуя пошаговым инструкциям.

  5. Настройте струны после их крепления. Играйте на арфе во время настройки для достижения лучших результатов.

  6. Положите газету, чтобы защитить вашу рабочую зону. Слегка отшлифуйте деревянную поверхность арфы, избегая струн. При необходимости нанесите краску для дерева.

    Используйте губку и тряпку, чтобы стереть лишнюю краску, пока не получите желаемый цвет. Дайте краске полностью высохнуть, прежде чем отделывать древесину лаком, входящим в комплект.

    Наносите лак чистой кистью хорошего качества для достижения наилучших результатов.

Что вам нужно

  • Парагвайская арфа
  • Крестовая отвертка
  • газета
  • Очень тонкая наждачная бумага
  • Краска для дерева (по желанию)
  • Губка кисть (опционально)
  • Чистая кисть

Источник: https://ru.laermfeuer.org/harpa-paraguaia-como_32543-7393

Парагвайская арфа

vitalet (vitalet) / Парагвайская арфа / Струны / Серая группа / Выбыла в Первом раунде

ПАРАГВАЙСКАЯ АРФА — инструмент поистине божественный! Подумать только — в Парагвае это самый распространенный народный музыкальный инструмент, на котором играют практически в каждом дворе

Эта функция доступна только для PRO

Эта функция доступна только для PRO

Page 2

Эта функция доступна только для PRO

Эта функция доступна только для PRO

Page 3

vitalet (vitalet) / Это рок!!! / Струны / Серая группа / Выбыла в Первом раунде

В одном из ночных клубов увидел этого колоритного рокера, увидев, что его снимают, он сделал все, чтобы понравиться

Эта функция доступна только для PRO

Эта функция доступна только для PRO

Page 4

Эта функция доступна только для PRO

Эта функция доступна только для PRO

Page 5

_Ольга (molgan) / Пандури / Струны / Серая группа / Выбыла в Первом раунде

Эта функция доступна только для PRO

Эта функция доступна только для PRO

Page 6

Diana (eva-1991) / Просто контрабас / Струны / Серая группа / Выбыла в Первом раунде

Николо Амати 1670

Эта функция доступна только для PRO

Эта функция доступна только для PRO

Page 7

Любовь (varnavino) / Для души и не только… / Струны / Серая группа / Выбыла в Первом раунде

Эта функция доступна только для PRO

Эта функция доступна только для PRO

Page 8

Эта функция доступна только для PRO

Эта функция доступна только для PRO

Page 9

Уля (Ula-Uia) / Музыка с яблоками. / Струны / Серая группа / Выбыла в Первом раунде

Эта функция доступна только для PRO

Эта функция доступна только для PRO

Page 10

Эта функция доступна только для PRO

Эта функция доступна только для PRO

Page 11

Эта функция доступна только для PRO

Эта функция доступна только для PRO

Page 12

igor (igorkoz) / Струны в стиле REGGAE. / Струны / Серая группа / Выбыла в Первом раунде

Эта функция доступна только для PRO

Эта функция доступна только для PRO

Page 13

igor (igorkoz) / Струны в стиле РУССКИЙ РОК. / Струны / Серая группа / Выбыла в Первом раунде

Эта функция доступна только для PRO

Эта функция доступна только для PRO

Page 14

Галина (gorod-nov) / Фото на бис! / Струны / Серая группа / Выбыла в Первом раунде

Эта функция доступна только для PRO

Эта функция доступна только для PRO

Page 15

Владимир (cherepah) / Три струны, а звук какой! / Струны / Серая группа / Выбыла в Первом раунде

С переливами, живой. Узнаю его в момент! Самый русский инструмент!

Эта функция доступна только для PRO

Эта функция доступна только для PRO

Page 16

V-Kozlovizky (vldmr) / Лаская струны ее души… / Струны / Серая группа / Выбыла в Первом раунде

Эта функция доступна только для PRO

Эта функция доступна только для PRO

Источник: https://fotokonkurs.ru/photo/266398

Обещанная сказочка про арфочки

Прежде, чем начать:данная статья является логическим следствием моего долгого изучения всего, что написано по арфе в России, и вящего ужаса от количества ошибок в справочной литературе. Историей арфы у нас детально не занимался, пожалуй, никто. Кроме меня, разумеется.

Иных подобных материалов в русском интернете вы с точно не найдете, потому большая просьба: если вы решили использовать текст и материалы данной статьи, то ставьте пожалуйста копирайт скромного труженника цеха арфовых мастеров, то бишь Катерины Антоненко, то бишь меня. Заранее спасибо.

___

Не буду углубляться в детальную историю арфы совсем ужо архаических времен. То бишь протоарфы, сагу о пятитысячелетней истории арфы в Египте и прочие хроники времен оных оставляем в покое. Тема для рассмотрения — Европа 10-19 веков и классификация инструментов внутри периода.

И так промежуток крайне некислый.

Детализацию по конструкторам/исполнителям тоже в большинстве своем пропущу, это писать очень долго и не факт, что для обзорной статьи оно нужно. Если возникают уж совсем болезненные и животрепещущие вопросы порядка «о, какой странный резонатор у арфы номер два, а зачем он такой?» — пишите в коменты, отвечу.Фотографии взяты преимущественно с сайта www.thurau-harps.com

Итак, поехали.

В период 10-14 веков в Европе арфа в массе своей выглядела примерно так и диапазон имела в 12-19 струн. Экземпляров с бОльшим диапазоном не найдено, потому берем наш за основополагающий. О них доподлинно мало что известно, чаще встречаются на фресках и в статуях. Одна такая арфа (точнее, то, что от нее осталось) лежит в музее в Загребе.

Как правило, играли на ней либо одной рукой, либо большим и указательным пальчиками левой подковыривали 1-2 «басовые» нотки, мизинцем и безымянным поддерживая арфу за колонну. Позднее встречается изображение аналогичной арфы с удвоенными струнами, что означает, на ней играли двумя руками в параллельной тесситуре — удобно, повышает вариативность инструмента и создает возможность для введения какого-никакого аккомпонемента. Весила такая прелесть в среднем 2-3 кг, то бишь жизнь арфиста была неказиста, но не тяжела. Расстояние между струн не фиксировано, в среднем 10 мм. Данная категория арф называется early medieval или romanesque («Романтическая»).Дальше, всвязи с усложнением музыки и естественным развитием мастерства, потребностью в компактности и легкости инструмента и эстетикой того времени, арфа модифицируется примерно в это:И диапазон в среднем имеет от 19 до 26 струн. Расстояние между струн уменьшается для пущей компактности инструмента и «быстроты игры» (второе — цитата, посему таки привожу), теперь оно 7-9 мм. Натяжение маленькое. Арфа имеет довольно живой суховатый звучок, тихий, немного жужжащий. Для того, чтобы вольготно чувствовать себя в ансамбле времен, пока микрофоны еще не изобрели, арфа обзаводится вот таким девайсиком:

(обратите внимания на деревянные угольнички под струнами). Девайсик называется bray pins, и именно благодаря ему арфа умеет теперь звучать громко на нижних нотах и ярко жужжать, перекрывая… допустим, дудельзак. Дудельзаки того времени имели иную конструкцию трости и звучали довольно тихо.

Такая арфа встречается на картинах Босха, Мемлинга и ряда других живописцев, полноценно просуществовала она в периоде с 15 по конец 16 века, пока не трансформировалась в arpa doppia, но это потом.

Именно эту арфу называют Gothic harp (так же Medieval harp, хотя первое название более обоснованно и чаще употребляется), и отличается она от кельтской не только размером, но и конструкцией целиком и полностью. Видно, разумеется, наглядно кое-что, но все же обращу внимание.

а) у готической арфы до середины-конца 17 века полностью отсутствует порожек. Потом его поставил какой-то умелец, когда арфа данная уже отжила свой рассвет и давно уступила место хроматическим. Порожек имел целью обеспечить в случае надобности полутон при поджатии пальцем между порожком и колком.

До изобретения леверсов остались считанные десятилетия.б) дека. Обратите внимание на форму и все поймете. Как следствие, арфы отличаются звуком так же, как, например, флейта и гобой.

Далее промежуток в конец 16 — начало 19 века просуществовала испанская арфа с двумя рядами и струнами накрест. Не путайте doppia.

Арфы с перекрещенными струнами, так называемые cross-string harps существовали независимо от doppia. Одна стоит даже в Музее Глинки, если ее оттуда не убрали — но там с двойной рамой, перекрещенная по центру струн, то есть случай совсем клинический.

Выглядело испанское чудовище примерно так:

Я пробовала на ней играть — звучит восхитительно, но неудобно зверски. Данная на картинке — реконструкция инструмента Ивана де ла Торе из Цистерцианского монастыря святой Анны в Испании (Авила). Начало 17 века. Испанцы называют оное чудо Arpa Doblada. Расстояние между струн в среднем 12 мм по одной линии; на перекрестье примерно 5 мм получается.

Следующее чудо явилось предтечи моему обажаемому triple и звалась как раз arpa doppia:

Появилась она почти синхронно с Doblada в середине-конце 16 века — но в Италии. По одной из версий ее изобрел Винченсо Галиллеи (папа того самого Галиллео, видный музыкальный деятель, прекрасный композитор). Может быть подобная модификация случилась и раньше, но сие музейным работникам и археологам не ведомо. Они базируются на конкретике — а существует, например, конкретная историческая запись, о том, как герцог Феррары Альфонсо II д'Эсте заказал похожую арфу себе в замок у некоего Джиакометти в Риме. Арфа жива по сей день, стоит в музее. Реставрировал ее в последние 20-30 лет кажись Эрик Кляйнман из Германии.Обращаем внимание на расположение струн и колков. Порожек, кстати, снова исчезает — он не нужен ни как кондуктор мензуры, ни как кондуктор интонирования. Арфа хроматическая, струны расположены параллельными рядами в шахматном порядке и строятся из расчета, что пальцу придется брать полутон, пролезая между двух тонов (то бишь расстояние между тонов увеличивается, субъективное расстояние ощущается чуть пошире, чем на готической), и в нужной тесситуре нужному ряду сообщается нужный строй. Довольно удобно, но легко запутаться, особенно если вас уже постигла привычка доигрывать в верхнем регистре левой рукой то, что физически не успевает правая. Часть doppia, кои с большим диапазоном, делалась с утроением рядов в среднем регистре на 2-3 нотах, дабы проще было ориентироваться.

Читайте также:  Усилитель звука своими руками

Так история добралась до более вариативного Triple:

На картинке арфа из Музея Средневековой жизни в Болоньи, Италия. Эта красотка датируется примерно 1620 годом и росту в оригинале имеет в себе 2м 40 см. Расстояние между струн внешних рядов 16 мм. Не арфа — слон. В Европе гуляет несколько ее копий, сделнных Райнером Турау и Эриком Кляйнманом, в т.ч. на одной из них играет Кристина Плухар, худ.рук. ансамбля L'Arpegiatta. Райнер Турау уменьшил эту модель до 197 см (и правильно сделал, на мой взгляд, ибо при такой длине, как на оригинале, натяжение струн должно оставаться в пропорции, а вот нагрузка на деку повышается весьма значительно), Эрик Кляйнман же воссоздал в оригинальных размерах. Такая арфа без подзвучки способна пробить средних размеров концертный зал с хорошей акустикой. Но болонская арфа представлена в порядке курьеза, в большинстве своем триплы достигали 2 метров и не выше.В Риме музыку активно курировал папа Урбан VIII и Лев X (отлучивший, кстати, Лютера от церкви) тоже слыл поклонником изящных искусств. Достоверно известно, что к украшению грифов виол, лютней, тел всевозможных клавиров, колонн и голов арф прикладывали руки Бенвенуто Челлини (чей отец, к слову «изготовлял в те времена удивительные органы из деревянных трубок, клавесины, наилучшие и прекраснейшие, какие тогда можно было видеть, виолы, лютни, арфы, красивейшие и превосходнейшие»), Пьетро Торриджани, Джовани Батиста Сорья, Микеланжело Буанаротти и тэдэ и тэпэ.Triple вместе с Gothic был широко распространен по Европе, включая Германию и Британию.А теперь все быстренько сопоставили время и место, и поняли, для КАКОЙ арфы могли писать Гендель, Люлли, Порпора, Бах, Фрескобальди и присные? Бинго.Соответственно, можно во многом оспорить «классическую манеру исполнения» оных присных в связи со спецификой инструмента и восприятия. Этим, вобщем-то, занимаются аутентисты, в т.ч. мой обожаемый педагог Эндрю Лоуренс-Кинг, Мара Галасси, Кристина Плухар и прочие.

Из этой арфы вытекла арфа валлийская, о коей я писала здесь: http://shenna.livejournal.com/334586.html

Вытекла она руками Дэвида Эванса, о коем по этикету известно, что жил и работал он «In Rose Court, Near Rose Street, Covent Garden, London 1736» и делал первую арфу в новой форме для Пауэлла (Powell), арфиста Генделя. Гендель, как мы все помним, трудился в Ковент Гардене.

Кто был в Ковент-Гардене, примерно представляет себе объемы, которые арфа должна была покрывать. Кто не был — объемы внушительные, поверьте. Эванс изменил форму резонатора, чуть-чуть расширил струнки, добавил им натяжения и валлийцы получили национальный инструмент.Вот такой:Один из первых экземпляров «валлийского трипла» стоит в Лондоне в Victoria & Albert Museum. Диапазон у него что-то вроде от G-g''', так что Гендель дальше этого диапазона под арфу не писал.Чем характерен Triple и особо примечателен в сравнении с другими арфами:1) он хроматический от и до. То бишь струны стоят в три ряда, два внешних ряда строятся целыми тонами, внутренний — полутонами.(- а именно — к конструкции doppia умным щедрым человеком добавляется дублирующий диатонический ряд.) 2) благодаря специфике расположения струн можно дублировать партии рук в параллельной тесситуре, играть удвоениями без потери звука — чем умные валлийцы и пользуются, чем пользовались умные композиторы эпохи барокко.3) данной арфе доступна полная хроматическая гамма, что невозможно сыграть на арфе классической в приличном темпе.4) все, что делается на классике педалями — делается на трипле пальчиками.5) против классики весит трипл (и барочный и валлийский) от 7 до 20 кг. Например арфа Эванса весила 11 кг, а вышеупомянутая арфа из Болоньи — 19 кг (ее реплика работы Райнера Турау весит 14 кг).6) техника игры разнится очень значительно. Чтобы взять полутон, надо пролезть пальцем меж двух струн внешнего ряда во внутренний. Автоматически: постановка пальцев будет более округлой и собранной. У трипла легкое натяжение, надо обеспечить острый и яркий звук. Следствие: струна берется самым краешком подушечки пальца.Про специфические конструкционные моменты трипла, равно перечисленных арф, говорить не буду, это слишком долго писать или это мои личные секреты, которые 90% вас не интересны. 8)

Но именно Triple и Doppia могут считаться барочными арфами. Существовавшие в ту эпоху в Европе диатонические арфы, богато украшенные в стилистике той эпохи, все равно были инструментами ладовыми, салонными, потому барочными арфами могут считаться лишь внешне, но не по сути своей. Они скорее служили украшением интерьера.

Арфа не слишком широко использовалась в музыке барокко, особенно позднего, ибо ее успешно вытесняли более громкие клавесин и дульцимер (цимбалы). Немногие композиторы действительно любили этот инструмент (Гендель, например, обожал и сам играл весьма сносно).

На трипле играли в основном мужчины, ибо для маленькой девичьей ручки разнос пальцев при игре порой совсем негуманный.

Трипл просуществовал в музыке века до так конца 18-го, пока умный человек Карл Гохбрукер не изобрел педали. Вначале на single action — у педальной части были всего лишь две риски: бемоль-бекар.

Арфа требовала изряднейшей виртуозности игры, в основном при владении педалями, расстояние между струн примерно закрепилась на отметке 12 мм, вокруг которой +/-2мм оно гуляет и по сей день.

Надерман усовершенствовал ее: тяги пошли сквозь колонну, а не сквозь резонатор, как было дотоле, и арфа Гохбрукера чаще называется именно арфой Надермана. Аналогичный случай, что с Колумбом и Америго Веспуччи.

http://www.beatwolf.ch/images/Wolf%20harp%20painted.JPG — ее реплика. Картинка очень большая, потому пишу просто ссылку. Кому интересно — жмите.Арфы single-action сохранились по сей день как народные инструменты в тирольской традиции, редко используются где-то еще. Поздние произведения, когда сформировалась уже плеяда арфистов-виртуозов, а музыка шла вперед по тернистому пути классицизма, зачастую требуют немыслимой скорости переключения педалей, напичканы энгармонизмами и сим зело сложны. Потому сия переходная вариация на тему арфы отмерла быстро и безболезненно.Потом появилась арфа такая, как мы ее знаем и любим — с двойным ходом педалей бемоль-бекар-диез, вилочками, тяжеленной механикой, которую зверски сложно настраивать, — изобрел ее фортепьянный мастер Эрар. В 19 веке.____

Все перечисленные арфы имели жильные струны.

Феномен появления арфы с бронзовыми струнами наблюдается на територии нынешнего Соединенного Королевства и самую капельку — в скандинавских странах. Куда она, вполне возможно, была завезена путями торговыми.Исторический прототип хранится в Тринити Колледже, но является сборной солянкой из ТРЕХ разных арф, от чего прямые его копии неиграбильны. Мастера обычно адаптируют мензуру. Арфа королевы Марии в музее Шотландии датируется 16 веком, арфа Бриана Бору из Ирландии — концом 14-началом 15 века. Из чего делаем вывод. На арфе с бронзовыми струнами играют ногтями. Играть сложно — звук ОЧЕНЬ длинный. Но безумно красивый. Из наиболее известных исполнителей — Патрик Болл.

Именно эта арфа и называется Ирландской/кельтской арфой. А то, что сейчас именуют ирландкой или кельтской проще и правильнее поименовать обобщенно европейской ладовой арфой. Или neo-Irish Harp на худой конец, но никак не «средневековой» или, упаси Боже, «барочной».

Ладовые арфы с жильными струнами тоже имели место быть на территории UK, но отличались от общеевропейских тем, что имели более массивную конструкцию, довольно приличное натяжение и толстые металлические басы. А так же внушительным диапазоном (25-40 струн) и весом (до 20 кг).

Арфа широко использовалась в музыке, придворные музыканты все как один умели на ней играть. Пьеса William Lawes «The harp consort» для арфы, теорбы и скрипки рассчитана на арфу с как минимум 34 струнами.Оба этих варианта — жильная и бронзовая, — как то уживались и прекрасно ладили между собой многие века. Вобщем, и продолжают.

Любимая наше приблуда — леверсы (регуляторы, призванные повышать струну на полтона), — появляется вовсе не в Ирландии, а (синхронно) в Чехии, Австрии и Германии.

Называются они тогда hooks и действие происходит в начале 18 века, сразу после второго пришествия на диатонические ладовые арфы порожка (но некоторые, например в восточной Германии, так и остались на многие годы без него). Выглядят они тогда очень незамороченно. Вот так:Bray pins опционально ставились на струны до середины 18 века.Но в это время арфа с регуляторами тона окончательно и бесповоротно откочевывает в разряд народных инструментов. Известно, что на ней играли Крумпхольц и Дусик. Ладовые арфы европейского типа существовали даже в тогдашней Руси, плавно трансформирующейся в Государство Российское.Восточно-европейские арфочки всегда отличались легковестностью (3-5кг) и громкостью, их было горазло удобнее таскать с собой, нежели любую педальную и тот же трипл.Современный — полукруглый, — тип резонатора появился впервые на трипле, потом откочевал и на диатонические, как удобный и простой в производстве.

ЗЫ: в своем сегодняшнем виде инструмент, именуемый «кельтская арфа», а точнее и правильнее neo-Irish harp появился только с начала 19 века или конца 18.

Источник: https://shenna.livejournal.com/486571.html

Эолова арфа.(Детство. Счастливые мгновения) | Творческая мастерская "Вдохновение"

Однажды в 12летнем возрасте из древнегреческих мифов я узнала об Эоловой арфе. Она манила таинственностью и была необычной: струны звучали с помощью ветра. Вот бы сделать такую здесь, у бабушки в деревне!

Я рассказала об Эоловой арфе своему младшему 7летнему брату Саше.- Ух, ты, — загорелся он моей мечтой. — Давай искать, где ее расположить. Пусть она будет большая-пребольшая! Нужно найти помещение, даже маленькое — потолок и три стены, и чтобы не было двери.

Обошли весь двор, осмотрели амбар и овчарню на заднем дворе — нужного ничего не нашлось.- А может, на чердак залезем? Ведь Эолову арфу обычно делали в проеме окна! — предложила я.

Мы поднялись на чердак дома. Есть! Небольшое окошко смотрело в узкий проулок между нашим домом и соседним. Одна половина окна нам не поддалась, вторая легко открылась. Решено было вставить арфу именно в этот проем окна.

Читайте также:  Ремонт квартиры своими руками

Но как ее сделать — это ведь не просто рама с натянутыми струнами, это деревянный узкий ящик.- Всё, дело за ящиком. Пошли искать его, не найдем — придется попросить папу сделать. А так не хочется посвящать взрослых свои секреты!

Мы опять облазили всё, что только можно. И ура! — в амбаре нашли листы фанеры — можно приступать к работе — зачем просить взрослых и терять с ними время?

Хихикая и переглядываясь, мы с братишкой свистнули у бабушки сантиметровую ленту, я взяла свои карандаши, там же, в амбаре, нашли рейки и инструменты — молоток, гвозди…

Целый день провозились с измерениями — измерить и расчертить фанеру, а потом распилить и сделать одинаковые рейки — не фунт изюма, если этим никогда не занимался! Следующий день мы провели в амбаре — распиливали фанерные листы, рейки, потом прибивали рейки к листам. Пилили и прибивали с перерывами, оставалось сбить заготовки и найти струны.

Бабушка заметила наши посиделки в амбаре.- Что вы тут делаете, рачители? Пришлось во всем признаться. Бабушка от нашей идеи была не в восторге, особенно, когда Сашка сказал ей, что сделает струны из хвоста агрономовского мерина, на котором агроном возил в поля трактористам хлеб, что пекла бабушка.

— А вот я вас сейчас к отцу отведу, пусть разберется! — сердито изрекла она.

К нашему удивлению папа одобрил нашу затею и долго смеялся над находчивостью брата — сделать струны из лошадиного хвоста, и пообещал нам отдать струны от своей старой гитары — все равно на ней никто не играет. Два дня он нам помогал: перемерял размеры, выровнял стенки ящика, а потом сбил его, помог прикрепить струны. И вот, наконец, счастливый момент водружения арфы на свое место.

Вечером мы с братом долго не ложились спать и договорились слушать ночью, как будет звучать арфа, тем более, что начинал подниматься ветер. Долго крепились, но усталость от работы и переживаний взяла свое: мы уснули. А утром бабушка всплескивала руками и повторяла:- Ах.как она пела! Как пела! Никогда такого не слышала!

Была тихая, жаркая погода. Ни ветринки. А нас с Сашей распирала гордость, что сделанный нами инструмент подарил людям радость и непривычные ощущения, хотя вначале я подозревала, взрослые обманывают, чтобы мы с братом думали, что занимались не напрасным, бесполезным делом.

Но через два дня, ближе к вечеру, мы все-таки впервые услышали свою Эолову арфу. Поднялся сильный ветер перед грозой, и раздались громкие, резкие звуки.

Они меняли тональность и громкость, то поднимаясь до высоты свиста, то опускаясь до завывания, словно страдало какое-то инопланетное существо, то звенело сразу несколько нот, и вся эта неземная какафония вдруг завершилась раскатами грома.

Порывы ветра дали еще несколько звуков, и грянул ливень — могучий и теплый; казалось, сам Бог вмешался в этот концерт и теперь прощает людям все состоявшиеся и еще не совершенные грехи, все обиды, ссоры и войны!..

Мы с братом были заворожены этим вселенским действом. Что-то вибрировало в такт этим всем слышимым и предполагаемым звукам. Может быть, наши души?.. Не знаю, дошло ли до братика, какую мощную вещь мы сотворили. Мы были малы — нам помог папа, но все вместе мы — и дети, и взрослые были ничтожными капельками жизни перед этой громадной силой природы…

Источник: https://maxpark.com/community/4707/content/3508100

Парагвайский арфа — Paraguayan harp

Парагвайский арфа является национальным инструментом в Парагвае , и аналогичные инструменты используются в других странах Южной Америки, в частности , Венесуэла.

Это диатоническая арфа с 32, 36, 38 или 40, 42 или 46 строками, изготовленная из дерева, тропической сосны и кедра, с закругленной шеей аркой, играли с ногтем. Он сопровождает традиционные песни на языке гуарани . Он стоит 4,5-5 футов в высоту и весит 8-10 фунтов.

строительство

Парагвайская арфа построена из трех частей, которые никогда не приклеенных или прикрепленные в фиксированной форме; голова (также называется шея) рука и тело.

Характерно длинные конической формой звукового ящика, построенный в трех частях с лицом и прикрепленных с плоским основанием и овальным два-три звуковыми овальными отверстиями на задней стороне в пределах 3-4 дюймов в диаметре каждого. Он имеет две ноги на дне, которые 4 дюймов в длину.

Парагвайская Арфа весит около 8 фунтов и осуществляется через «вооружить» полюс центра, который создает напряжение между звукоснимателем и «головой».

Традиционно, в арф старше 50 лет, струны были сделаны из кишок плотно скручены. Однако современные гусли , сделанные в течение последних 50 лет с нейлоновыми струнами. Гармоническая кривая включает в себя четыре диапазона от блестящей на вершине , чтобы очистить с мягкой до приглушен. Головка сделана в основном из родного дерева Пало — Санто.

Струны натянуты через центр головы, определяющую особенность , отличающую парагвайские арфы от других южноамериканских арф, чьи струны натянуты на стороне головы. Колки традиционно ручная гравировка, но новые арфы использовать гитарные рычаги.

Лидирующие арфы использовать шарпинг рычаги, которые повышают тонус пораженной строки на половину шага, позволяя арфу , чтобы играть в различных ключах.

Струны сделаны из одной нити импортного нейлона различной размерности в высоких октавах и дважды обернутый нейлон в нижних октавах. В арфы диапазоне от 4+ до почти 8 октав в зависимости от производителя. Есть 34, 36, 38, 40 и 42, 46 строк, в зависимости от производителя.

Каждый производитель создает собственный и сразу узнаваемый вариант для наружной ручной резьбы или их отсутствие на голове и боках, а также количестве строк.

Арфы из других частей мира повсеместно используют красными для обозначения строки C и синего для обозначения F строк, но размещение красных или синих строк и какая нота (высокие C или F), они представляют собой варьируют среди парагвайских производителей арфы.

Выделенные игроки играют только свой вариант настроенными строки цветовых кодов, тем самым создавая две школы арф, те, с красным C и те, с синей C.

история

В Бразилии и Уругвае Portuguese капуцинов миссий производства арфы, гитары и скрипки, основанные на 16th- и 17-го века , португальских и испанских моделей, для импорта в европейских королевских дворах. Они были вручную носителями тупи-гуарани рабочих , которые стали широко уважаемыми в Европе для их прекрасных деревообрабатывающих навыков.

Испанские францисканцы монахами, установившие миссии в Парагвае были менее успешными в покорение тупи гуарани принудительному источника труда , с тем , что Гуарани они стали более мощной культуры в Парагвае, и гуарани стала официальным вторым языком страны, что делает Парагвай единственной страной в Северная и Южная Америка с коренным официальным национальным языком. Гуарани и метисы инструмент производители были предприниматели в Парагвае и местная музыка стала отражать Гуарани фольклор и легенды и понимание окружающей их среды в основном песни о птицах, женщин и гуарани знания. Парагвайские арфы, доминирующий инструмент Campesinos (страна народного), стали национальным инструментом Парагвая, его исторические корнями , связанные с освобождением от миссионерских систем более репрессивных соседних стран. Это национальный символ Парагвая.

Между 1930-х годов и до конца 1950-х годов парагвайский имели влияние по всему миру и во многих известных парагвайскими исполнителей началась с парагвайской арфы и гитары. Парагвайская арфа играет соло или в дуэте с другими парагвайскими арфами, гитарой или редко (до 50 лет) на скрипке.

Он часто сопровождает пение в гуарани или испанском или смесь двух и играют в основном мужчины. Традиционно женщины не играли вообще вплоть до конца 20-го века: Гуараньте традиции запрещенных женщина от прослушивания музыки по религиозным причинам. Там нет традиционного ударного сопровождения.

Осуществленные мужчины арфисты рискнули из Парагвая в 20 — м веке, в основном в Европе, Японии и, по случаю, Ближний Восток, значительно изменяя музыкальные стили , чтобы включать в себя западные влияния , в том числе классической арфы, джаз и «лифтовой музыки».

Современные парагвайский арфисты считают себя более совершенным , если они могут играть в популярные хиты, в то время как истинная мера выполнения требует выполнение нескольких национальных частей арфы; «La Missionera» ( «Миссионерская женщина»), «Эль — Трен Lechero» ( «Молочный поезд», основанный на знания о первом национальном поезде с паровым двигателем — первый в Южной Америке и источник большой национальной гордости) , «Pajaro Кампана» ( « Колокол птица », маленькая, очень громко птица, национальная птица Парагвая) и „Каскада“ ( „Водопад“, имея в виду Игуасу).

Техника

Парагвайская арфу, как и все латиноамериканских арфы, играют с ногтями, которые хранятся долго. Правая рука используется для верхних октав , а левый используются для нижних октав. Большой палец правой руки используется для ударно — ритмической «ударяться» на басовых струнах и глиссандо на верхних строках. Левая рука несет ритм на басовых струнах.

Игроки во всех латиноамериканских стилей арфа , за исключением Венесуэлы традиционно используют только первые четыре пальца каждой стороны, начиная с большого пальца, хотя новые арфисты поколения с использованием всех 10 пальцев. методы Trademark аппликатуры передаются от мастера к ученику только.

музыка в основном неписаные, и передается от мастера к ученику через только в устной традиции. это играет в основном на слух. Настройка для каждой октавы представляет собой семь-нотная естественной диатонической шкалы .

сложные ритмы играют в ¾ бить по 2 биений создания привлекательного «переливы» по сравнению с устной традиции к походки лошади недостающую ногу. Minor ключи используются , чтобы выразить душу гуарани.

Рекомендации

  • «Арфа: Латиноамериканский Reinvention» . BBC . 6 июля 2001 . Проверено 17 декабря 2007 . В Парагвае (арфа) стала национальным инструментом.
  • Шехтер, Джон М .; Дэниел Е. Шихай; Рональд Р. Смит (весна-лето 1985). «The New Grove: Латинская Америка». Этномузыкология . 29 (2): 317-330. DOI : 10,2307 / 852145 . JSTOR  852145 . Отличительные парагвайские арфы … характеризуются как ведущий инструмент в сотнях ансамблей в этой стране, где она является национальным инструментом.
  • «Парагвайский арфы» . Dolmetsch Интернет . Проверено 21 декабря 2007 . (С) haracterized большим SoundBox с закругленным основанием, очень легкий, близко друг к другу света натяжения струны (обычно нейлон), относительно плоской гармонические кривой, и струны работает через центр горловины, которые настроены с редуктором -Style тюнеры (как гитара). Почти все арфы этого стиля играли с ногтями, в очень ритмично сложной музыке. Это национальный инструмент Парагвая, и обычно находится в Южной Америке, Центральной Америке, а также в некоторых частях Мексики

Источник: https://ru.qwertyu.wiki/wiki/Paraguayan_harp

Ссылка на основную публикацию