Сварка из электромотора своими руками

Сварка из электромотора своими руками

20 лет назад по просьбе товарища собирал ему надежный сварочник для работы от сети 220 вольт. До этого у него были проблемы с соседями из-за просадки напряжения: требовался экономный режим с регулировкой тока.

После изучения темы в справочниках и обсуждения вопроса с коллегами подготовил электрическую схему управления на тиристорах, смонтировал ее.

В этой статье на основе личного опыта рассказываю, как собрал и настроил сварочный аппарат постоянного тока своими руками на базе самодельного тороидального трансформатора. Она получилась в виде небольшой инструкции.

Схема и рабочие эскизы у меня остались, но фотографии привести не могу: цифровых аппаратов тогда не было, а товарищ переехал.

Универсальные возможности и выполняемые задачи

Товарищу требовался аппарат для сварки и резки труб, уголков, листов разной толщины с возможностью работы электродами 3÷5 мм. О сварочных инверторах в то время не знали.

Остановились на конструкции постоянного тока, как более универсальной, обеспечивающей качественные швы.

Тиристорами убрали отрицательную полуволну, создав пульсирующий ток, но сглаживанием пиков до идеального состояния заниматься не стали.

Сварка из электромотора своими руками

Схема управления выходным током сварки позволяет регулировать его величину от небольших значений для сварки вплоть до 160-200 ампер, необходимых при резке электродами. Она:

  • изготовлена на плате из толстого гетинакса;
  • закрыта диэлектрическим кожухом;
  • смонтирована на корпусе с выводом рукоятки регулировочного потенциометра.

Вес и габариты сварочного аппарата по сравнению с заводской моделью получились меньшими. Разместили его на небольшой тележке с колесиками. Для смены места работы один человек свободно перекатывал его без особых усилий.

Провод питания через удлинитель подключали к разъему вводного электрического щитка, а шланги для сварки просто наматывали на корпус.

Простая конструкция сварочного аппарата постоянного тока

По принципу монтажа можно выделить следующие части:

  • самодельный трансформатор для сварки;
  • цепь его питания от сети 220;
  • выходные сварочные шланги;
  • силовой блок тиристорного регулятора тока с электронной схемой управления от импульсной обмотки.

Сварка из электромотора своими руками

Импульсная обмотка III расположена в зоне силовой II и подключается через конденсатор С. Амплитуда и длительность импульсов зависят от соотношения числа витков в емкости.

Как сделать самый удобный трансформатор для сварки: практические советы

Теоретически можно использовать любую модель трансформатора для питания сварочного аппарата. Главные требования к нему:

  • обеспечивать напряжение зажигания дуги на холостом ходу;
  • надежно выдерживать ток нагрузки во время сварки без перегрева изоляции от длительной работы;
  • отвечать требованиям электрической безопасности.

На практике мне встречались разные конструкции самодельных или заводских трансформаторов. Однако все они требуют проведения электротехнического расчета.

Я уже давно пользуюсь упрощенной методикой, которая позволяет создавать довольно надежные конструкции трансформатора среднего класса точности. Этого вполне достаточно для бытовых целей и блоков питания радиолюбительских устройств.

Она описана у меня на сайте в статье об изготовлении трансформаторного паяльника Момент своими руками. Это усредненная технология. Она не требует уточнения сортов и характеристик электротехнической стали. Мы их обычно не знаем и учесть не можем.

Особенности изготовления сердечника

Умельцы делают магнитопровды из электротехнической стали всевозможных профилей: прямоугольного, тороидального, сдвоенного прямоугольного. Даже мотают витки провода вокруг статоров сгоревших мощных асинхронных электродвигателей.

У нас была возможность пользоваться списанным высоковольтным оборудованием с демонтированными трансформаторами тока и напряжения. Взяли от них полосы электротехнической стали, сделали из них два кольца — бублика. Площадь поперечного сечения каждого по расчетам составила 47,3 см2.

Их изолировали лакотканью, скрепили хлопчатобумажной лентой, образовав фигуру лежащей восьмерки.

Сварка из электромотора своими руками

Сверху усиленного изоляционного слоя стали мотать провод.

Секреты устройства обмотки питания

Провод для любой цепи должен быть с хорошей, прочной изоляцией, рассчитанной на длительную работу при нагреве. Иначе во время сварки она просто сгорит. Мы исходили из того, что было под рукой.

Нам достался провод с изоляцией лаком, закрытой сверху тканевой оболочкой. Его диаметр — 1,71 мм маловат, но металл — медь.

Поскольку другого провода просто не было, то стали обмотку питания делать из него двумя параллельными магистралями: W1 и W’1 с одинаковым числом витков — 210.

Бублики сердечника монтировали плотно: так они имеют меньшие габариты и вес. Однако, проходное сечение для провода обмоток тоже ограничено. Монтаж затруднен. Поэтому каждую полуобмотку питания разнесли на свои кольца магнитопровода.

Таким способом мы:

  • вдвое увеличили поперечное сечение провода обмотки питания;
  • сэкономили место внутри бубликов для размещения силовой обмотки.

Выравнивание провода

Получить плотную намотку можно только из хорошо выровненной жилы. Когда мы снимали проволоку со старого трансформатора, то она получилась искривленной.

Прикинули в уме необходимую длину. Конечно же ее не хватило. Каждую обмотку пришлось делать из двух частей и сращивать винтовым зажимом прямо на бублике.

Провод растянули на улице по всей длине. Взяли в руки пассатижи. Зажали ими противоположные концы и потянули с силой в разные стороны. Жила получилась хорошо выровненной. Скрутили ее кольцом с диаметром около метра.

Технология намотки провода на тор

Для обмотки питания мы использовали метод намотки ободом или колесом, когда из провода делается кольцо большого диаметра и заводится внутрь тора вращением по одному витку.

Этот же принцип используется при надевании заводного кольца, например, на ключ или брелок. После того, как колесо заведено внутрь бублика его начинают постепенно раскручивать, укладывая и фиксируя провод.

Этот процесс хорошо показал Алексей Молодецкий в своем видеоролике «Намотка тора на обод».

Эта работа трудная, кропотливая, требует усидчивости и внимания. Провод надо плотно укладывать, считать, контролировать процесс заполнения внутренней полости, вести запись намотанного количества витков.

Как мотать силовую обмотку

Для нее мы нашли медный провод подходящего сечения — 21 мм2. Прикинули длину. Она влияет на число витков, а от них зависит напряжение холостого хода, необходимое для хорошего зажигания электрической дуги.

Обычно справочники рекомендуют 60-70 вольт. Нам один опытный сварщик сказал, что в нашем случае будет достаточно 50. Решили проверить, а если не хватит, то дополнительно увеличить обмотку.

Сделали 48 витков со средним выводом. Итого получилось на бублике три конца:

  • средний — для прямого подключения «плюса» к сварочному электроду;
  • крайние — на тиристоры и после них на массу.

Поскольку бублики скреплены и на них уже по краям колец смонтированы обмотки питания, то намотку силовой цепи выполняли методом «челнока». Выровненный провод сложили змейкой и просовывали для каждого витка через отверстия бубликов.

Отпайку средней точки выполнили винтовым соединением с его изоляцией лакотканью.

Надежная схема управления сварочным током

В работе участвуют три блока:

  1. стабилизированного напряжения;
  2. формирования высокочастотных импульсов;
  3. разделения импульсов на цепи управляющих электродов тиристоров.

Стабилизация напряжения

От обмотки питания трансформатора 220 вольт подключен дополнительный трансформатор с напряжением на выходе порядка 30 В. Оно выпрямляется диодным мостом на основе Д226Д и стабилизируется двумя стабилитронами Д814В.

В принципе здесь может работать любой блок питания с аналогичными электрическим характеристиками тока и напряжения на выходе.

Сварка из электромотора своими руками

Импульсный блок

Стабилизированное напряжение сглаживается конденсатором С1 и подается на импульсный трансформатор через два биполярных транзистора прямой и обратной полярности КТ315 и КТ203А.

Сварка из электромотора своими рукамиСварка из электромотора своими руками

Транзисторы генерируют импульсы на первичную обмотку Тр2. Это импульсный трансформатор тороидального типа. Он выполнен на пермаллое, хотя можно использовать и ферритовое кольцо.

Намотка трех обмоток проводилась одновременно тремя отрезками провода диаметром 0,2 мм. Сделано по 50 витков. Полярность их включения имеет значение. Она показана точками на схеме. Напряжение на каждой выходной цепи порядка 4 вольт.

Обмотки II и III включены в цепь управления силовыми тиристорами VS1, VS2. Их ток ограничивается резисторами R7 и R8, а часть гармоники обрезается диодами VD7, VD8. Внешний вид импульсов мы проверили осциллографом.

В этой цепочке резисторы надо подбирать под напряжение импульсного генератора так, чтобы его ток надежно управлял работой каждого тиристора.

Ток отпирания 200 мА, а отпирающее напряжение — 3,5 вольта.

Сварка из электромотора своими руками

Регулирование тока сварки

Переменный резистор R2 своим сопротивлением определяет положение каждого импульса, пропускаемого через управляющий электрод тиристора. От него зависит форма пульсирующего тока на выходе силовой схемы сварочного аппарата.

Пульсации полусинусоид могут проходить полностью, когда ток сварки выставляется максимальным или обрезаться практически до нуля.

Личные впечатления от эксплуатации

Когда был изготовлен сварочный аппарат постоянного тока своими руками, то мы приступили к изучению его возможностей. Первым делом поэкспериментировали с полярностью подключения электрода и выявили закономерность.

На электрод можно подавать «плюс» — прямая полярность или «минус» — обратная. В этом случае меняется глубина провара шва. При обратной полярности она возрастает примерно на 40-50%.

Наш сварочный аппарат позволяет варить электродами 3 мм, обеспечивая ток сварки 80 ампер довольно длительное время. Нагрев конструкции не превышает рабочих режимов. При этом нагрузка в сети бытовой проводки поддерживается на уровне до 20 А.

Если возникает необходимость пользоваться электродами 4 мм или увеличивать сварной ток, то приходится организовывать перерывы в работе для охлаждения аппарата. Оно у нас естественное: за счет щелей и отверстий.

Систему охлаждения можно усилить принудительной вентиляцией, выполнив обдув. Но мы этим вопросом не занимались.

Показываю отсканированный рукописный текст сохранившегося документа. Он может пригодиться для повторения.

Сварка из электромотора своими руками

А сейчас рекомендую посмотреть видеоролик владельца zxDTCxz «Сварочный аппарат на основе тороидального магнитопровода». В нем есть много полезных рекомендация.

Если же у вас все-таки остались вопросы по теме, то задавайте их в х, я отвечу.

Источник: https://HouseDiz.ru/svarochnyj-apparat-postoyannogo-toka-svoimi-rukami-moya-sxema/

Сварочный трансформатор своими руками

Для сварки металлических деталей используется электродуговая сварка, для которой применяется трансформатор. Он считается очень простым изделием, что обеспечивает надежную работу оборудования и создает условия для стабильной эксплуатации. Но это же простота создает условия про которых можно относительно легко сделать сварочный трансформатор своими руками.

Естественно, что в некоторых параметрах он будет уступать серийным, но для тех целей, для которых он предназначен, будет вполне нормально использоваться. Данная техника предназначается для понижение сетевого напряжения, которое составляет 220 или 380 В, до того, которое требуется сварочному аппарату для проведения всех процедур.

Самодельный сварочный трансформатор вполне может справиться с данной задачей, если подобрать правильные характеристики. При создании ориентируются на уже готовые модели, делая своеобразную копию, или же стараются рассчитать все по определенным параметрам, которых можно добиться из имеющихся материалов.

Несмотря на простоту конструкции, все процедуры по созданию нужно выполнять предельно тщательно и четко, чтобы в итоге получился работоспособный результат.

Читайте также:  Велорикша на электротяге своими руками (made in india)

Сварка из электромотора своими руками

Трансформатор для сварки своими руками

Какими характеристиками должен обладать трансформатор

Когда создается сварочный трансформатор своими руками, то он должен соответствовать определенным стандартам, которые будут способствовать его лучшей эксплуатации. В первую очередь, следует подобрать, какое напряжение холостого хода должно быть у техники. Зачастую оно составляет 50-60 В.

С учетом того, что самодельные трансформаторы делаются очень мощными, этот параметр должен составлять 50 В. Далее стоит обратить внимание на мощность, так как от нее зависит, какие сварочные электроды можно будет использовать. Для бытовых целей зачастую достаточно 3-4 мм, поэтому можно остановиться на этом параметре.

Стоит позаботиться о низком весе техники, так как слишком габаритное изделие будет неудобно использовать. Желательно, чтобы регулировка параметров проводилась плавно, чтобы можно было подбирать четкие параметры. Для этого нужно подбирать максимальное простые принципы действия для техники.

Материал должен иметь достаточный запас токопроводимости, чтобы детали не портились преждевременно.

Сварка из электромотора своими руками

Сварочный трансформатор

Что понадобится перед работой

Как правило, изготовление сварочного трансформатора происходит при помощи подручных материалов, некоторые из которых берутся из старых изделий, или же просто являются удачными аналогами и заменителями. Не все варианты требуют точного соблюдения указанному ниже списку, кроме тех, которые относятся к принципиально важным рабочим узлам. Основной список материалов выглядит так:

  • Сердечник – его материал подбирается согласно тем параметрам, которых требуется добиться от трансформатора, но можно воспользоваться и готовыми вариантами, которые имеются в старых телевизорах;
  • Лакоткань – данный материал нужен для катушки, на которую он наматывается в два слоя на одном из этапов ее изготовления;
  • Толстый картон – толстые листы используют для лучшей устойчивости, так как из него делается каркас изделия, на который потом будут крепиться все остальные элементы;
  • Деревянные бруски и доски — в дереве сверлится отверстие, сквозь которое потом продевают намоточный прут, а сами бруски или доски надеваются на катушку, как основной элемент конструкции;
  • Металлические пластины магнитопровода — которые должны иметь различную длину, но при этом одинаковую толщину и высоту, что делает это самой проблемной деталью;
  • Стальной прут – служит для фиксации катушки;
  • Пила – для распиливания и прочих подготовительных процедур с расходными материалами;
  • Проволока – служит для намотки витков на катушку;
  • Клей – для склеивания других элементов, которые невозможно было зафиксировать иначе.

  Сварочный трансформатор для ручной дуговой сварки

Особенности самодельных трансформаторов

У многих зарождается идея как сделать сварочный трансформатор своими руками, но все понимают, что он будет отличаться от заводских, причем не в лучшую сторону. Тем не менее, у него есть ряд определенных особенностей, которые выделяют его на фоне всех остальных вариантов.

В первую очередь параметры техники могут быть совершенно разнообразными и не придерживаться четких параметров. Здесь же может возникнуть большая погрешность, которая выявляется уже во время процесса эксплуатации.

Дело в том, что регулятор напряжения для сварочного аппарата своими руками далеко не всегда удается сделать также качественно, как в заводском исполнении, не говоря уже о получении точных значений при повороте ручки.

Сварка из электромотора своими руками

Сварочный трансформатор своими руками

Сварочный трансформатор своими руками постоянного тока оказывается намного более дешевым, в чем и состоит его преимущество. Но здесь же он теряет в надежности, так как в нем отсутствуют системы предохранения, которые есть в заводских моделях.

Здесь самостоятельно уже приходится следить за тем, в каких режимах находится техника. Для промышленных целей такие трансформаторы не используются, но дома они могут стать отличной заменой.

Самостоятельно можно создать технику с любыми требуемыми параметрами, даже узконаправленную, если правильно сделать расчеты.

«Обратите внимание!»

Очень важно ориентироваться на уже готовые заводские варианты использования материалов и соотношения параметров, чтобы итог получился максимально качественным. В данном же плане могут пригодиться и готовые варианты, которые сделаны другими людьми.»

При вводе в эксплуатацию самодельного трансформатора, следует предварительно проверить все его узлы. Такие вещи более легкие в ремонте и могут обладать куда меньшим весом.

Некоторые из них изготавливаются без металлического корпуса, или же на них остается только каркас. Все это зависит от желания человека, также как и наличие дополнительных функций, которые должны присутствовать на технике.

Ведь схема сварочного трансформатора своими руками может отличаться от стандартной и в нее может быть добавлено нечто новое.

Сварка из электромотора своими руками

Трансформатор для сварки своими руками

Методика изготовления

Сварочный трансформатор переменного тока своими руками включает в себя несколько основных ответственных частей, куда относятся катушки первичной и вторичной обмотки, а также магнитопровод. Все эти детали создаются отдельно друг от друга и только в самом конце собираются вместе.

Это повышает надежность конструкции, а также позволяет монтировать провода большой толщины. При сборке могут возникать проблемы касательно материала магнитопровода, который требуется собирать из пластин металла одинаковой толщины и ширины, но при этом длинна их должна отличаться.

Зачастую их берут со старых трансформаторов, что упрощает процесс создания.

  Сварочный трансформатор ТДМ

Провода обмоток являются не столько проблемными, так как найти все это можно в любом магазине. Первичная обмотка присоединяется к источнику питания. Вторичная обмотка должна находиться рядом. При этом каждый слой обмотки должен быть заизолирован диэлектриками.

Не стоит использовать обмоточные провода в ПВХ обмотке, так как от высокой температуры она может расплавиться, что приведет к короткому замыканию. Для первичной и вторичной обмотки используют провод в стеклотканевой обмотке или какой-либо аналог.

На катушку наматывается такое количество витков, которое необходимо согласно полученным расчетам. При этом нужно учитывать и сечение этих проводов.

Особенности проведения расчетов должно учитывать следующие факторы:

  • Напряжение первичной обмотки должно соответствовать напряжению, которое будет поступать из сети;
  • Напряжение вторичной обмотки должно соответствовать требуемому результату для обеспечения холостого хода;
  • Номинальный ток во вторичной обмотке является параметром расчета, который зависит от диаметра используемых электродов;
  • Площадь сечения сердечника определяет надежность работы всего изделия, так что минимальные значения параметров должны быть не менее 25 см2;
  • Площадь окна определяется согласно качеству магнитного рассеивания, а также удобству намотки;
  • Плотность тока обмотки отвечает за электрические потери в трансформаторе и для самодельной техники параметр должен быть, примерно, 2,7 А.

«Обратите внимание!

Для расчета каждого типа трансформатора применяются свои методы.»

Сварка из электромотора своими руками

Самодельный сварочный трансформатор

При намотке не стоит спешить, так как все должно быть предельно четким. Обороты должны быть близко уложены друг к другу, так чтобы один прижимал другой. Натяжение и угол наклона должны всегда быть одинаковыми.

Витки не должны соскальзывать и проваливаться вдоль каркаса. Считать витки нужно внимательно, записывая их количество. Для фиксации можно использовать бельевой зажим.

Намотка сварочного трансформатора своими руками требует усидчивости и терпения.

Техника безопасности

Во время самого изготовления каких-либо опасностей, если все проводится с отключенным от сети оборудованием, не может возникнуть. Особое внимание следует уделить первому запуску. Перед ним нужно проверить все соединения и важные узлы, качество изоляции и прочее. При включении следует находиться на безопасном расстоянии и соблюдать правила электробезопасности.

Источник: https://svarkaipayka.ru/oborudovanie/transformator/svarochnyiy-transformator-svoimi-rukami.html

СВАРОЧНЫЙ
ТРАНСФОРМАТОР

ИЗ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ДВИГАТЕЛЯ

Сварка из электромотора своими руками    
Те, кто любят Мастерить, всегда мечтают о хорошем сварочном аппарате. Пред­лагаю
свою конструкцию ап­парата, мне она кажется, очень простой. Попробуйте, и вы
останетесь довольны. Масса этого сварочного транс­форматора (рис. 1) 50 кг. Сварочный ток
регулируется плавно с 20 до 400 А. Трансформатор универсаль­ный. Его можно
включать в сеть 220 или 380 В. Материал для изготовления беру в основном из
метал­лолома.            Магнитопровод
(рис. 2) из списанного элект­родвигателя, мощность кото­рого более 20 кВт,
причем необходимо взять только ста­тор. Чтобы это магнитопровод извлечь из
корпуса статора, его надо разбить и удалить обмотку электродви­гателя.
Получился чистый магнитопровод 3.

Приступаем
к монтажу сва­рочного аппарата. Самодель­ным зубилом (рис. 4) выру­баем на
магнитопроводе 11 пазов для намотки первич­ной обмотки. Оставляем ме­сто
примерно в один паз и дальше вырубаем следую­щие 3 паза. Этот участок
используем как крепление магнитопровода к текстолитовому основанию 7 (рис. 2).
Остальные пазы делаем че­рез один.

Вырубать
пазы зубилом не­трудно, металл магнитопровода мягкий. Но обязатель­но нужно
пользоваться за­щитными очками, срублен­ные пластинки могут попасть в глаза. У
пазов надо срубить углы, как показано на разре­зе А—А.

Затем
начинаем готовить участок. Для этого хорошо заизолируем его — обмота­ем
мешковиной и пропитаем ее эпоксидным или другим клеем (вместо клея можно
использовать лак). Когда клей высохнет, на этот уча­сток намотаем первичную (W|) обмотку (рис. 3).

Наматываем
ее в 4 слоя, начало, и конец обмотки должны быть внизу катушки. Каждый слой
первичной об­мотки изолируем мешкови­ной и пропитываем клеем или лаком. Как
только один слой высыхает, наматываем следующий.

Входные   проводники  для первичной  
обмотки   должны быть гибкими  многожильными 
с хорошей  изоляцией к  концам 
первичной  об­мотки их припаивают.

Когда
будет намотан по­следний четвертый слой, пер­вичную обмотку следует тща­тельно
заизолировать и пропитать эпоксидным клеем. Верхний слой должен служить
надежной защитой об­мотки от механических повреждений.

Теперь
приступаем к изготовлению каркаса для вто­ричной обмотки (VV2). Ее нужно сделать так, чтобы она
свободно могла перемещаться по окружности магнитопровода.

Каркас 5
(рис. 2) делаем так. На готовую первичную катушку наматываем в один слой
вспомогательную обмотку из гибкого проводника (кабеля) толщиной вместе с
изоляцией 6…8 мм. Эта обмотка нужна для изготовления каркаса. Ее удаляют, как
только каркас будет го­тов.

При намотке вспомогательной обмотки с внутренней
стороны магнитопровода витки укладываем рядом, а с наружной — с промежутками,
которые потом заполняем отрезками того же кабеля. Затем эту обмотку обматываем
полиэтиленовой пленкой, а на пленку — меш­ковину, пропитанную эпок­сидным
клеем.

Лак здесь не годится.

Сварка из электромотора своими руками

Когда
клей затвердеет, вспомогательную обмотку вместе с полиэтиленовой пленкой
выбрасываем. По­лучаем пока слабый пере­движной каркас вторичной обмотки. Его
надо сразу же укрепить, наматывая мешко­вину и пропитывая ее эпок­сидным клеем.

Следует не забыть вклеить еще сюда и удерживающую пластину 4 и клеммы 6. Делают
их из алюминиевых шин толщи­ной 5 мм. Клеммы и пласти­на также удерживают витки вторичной
обмотки на кар­касе.

Удерживающие пласти­ны даже лучше сделать не только на
внутренней сторо­не, как это показано на чертеже, но и сбоку.

Когда передвижной кар­кас 5
достаточно засохнет и станет жестким, начинаем наматывать вторичную об­мотку. В
этот момент удер­живающие   
пластины    нужно отогнуть, чтобы они не меша­ли укладке
витков вторичной обмотки.

Читайте также:  Книга «светильники своими руками»

Сварочный ток регулирует­ся
перемещением W2. При положении вторичной обмот­ки, которое показано на рисунке 2,
сварочный ток будет самый маленький. Что­бы при регулировке свароч­ного тока
вторичная обмот­ка удерживалась в установ­ленном месте на магнитопроводе, в
пазы магнитопровода вставляем текстоли­товую или деревянную планку 10.

Когда обе
обмотки готовы, магнитопровод укрепляем на текстолитовой или деревян­ной основе
7 двумя ско­бами. Эти скобы должны быть заизолированы от магнитопровода и не
составлять замкнутый виток. Если этого не сделать, скобы будут на­греваться.

Сварочный
трансформатор рассчитываем для работы в сети 380 В, но работать с ним можно и
от сети 220 В. При включении в сеть 380 В сварочный ток можно регулировать в
пределах 80… 400 А, а при 220 В — от 20 до 180 А.

 Думаю, что такие возможности аппарата устраивают
любого сварщи­ка. Это не только универсаль­ный и простой по конструк­ции
трансформатор, он еще и не перегружает сеть 220 В, в которую обычно нельзя
включать устройства боль­шой мощности.

  • Для расчета
    числа витков первичной и вторичной об­ моток вначале определяем сечение                  магнитопровода (S cm2):
  • S=LH(размеры   Lи  
    Н   даны    на чертеже).
  • Затем
    определяем- число витков для одного вольта напряжения:
  • T=40:S
  • где число 40 —
    постоянный коэффициент.
  • Рассчитываем
    число вит­ков в первичной (W1) и вто­ричной (W2) обмотках:
  • W1=TX380; W2=TX75.
  • Число 380 для  сварочного трансформатора на 380 В, 75 —
    напряжение  во вторичной обмотке без
    нагрузки долж­но быть 75 В.
  • Для примера рассчитаем число витков
    катушек сва­рочного трансформатора, данного на рисунке 1.
  • Н=3,5 см; L=13,8 см;
  • S=3,5 13,8=48,3 см2;

Т=40:48.3=0,828.

  1. Число витков первичной и вторичной    обмоток    будет:
  2. W1 = 380- 0,828=314,6;
  3. W2=75 0,828=62,1.

Полученные числа округ­ляем. Получаем, что первич­ная обмотка будет 315 вит­ков, вторичная — 62.

Теперь о проводниках. Для намотки первичной обмот­ки диаметр медного проводника должен быть не меньше 2,6 мм.
Если провод
найдете толще, это даже луч­ше. Изоляцией проводника может служить лак или хлоп­чатобумажная нитка.

Для намотки вторичной об­мотки хорошо применить многожильный медный или алюминиевый кабель, диа­метр которого 8…12 мм. Изоляция    кабеля    значения    не имеет.

После того, как полностью намотали первичную обмот­ку, ее сразу надо испытать. Для этого ее включаем в сеть: если в сети 380 В, ток холостого хода должен не превышать 0,8 А, если 220 В, ток не должен превышать 0,3 А. Когда ток холостого хода превышает указанные
величины, это значит, чтопервичная обмотка намотана неправильно или в ней есть межвитковые 
  замыкания.

Еще хочу сказать, что электродвигатель для раз­борки лучше брать тот, где Н=3,5 см. У многих
электродвигателей эта вели­чина бывает меньше, но и сварочный трансформатор
получается хуже. Успехов Вам. .

Ну, а в Москве Вы можете заказать недорого разнообразные электромонтажные изделия.

Источник: http://www.ma-rina-s.narod.ru/UR/SA.htm

Сварочный аппарат из электродвигателя

Для трансформатора подойдет любой неисправный электромотор. Лучше использовать двигатель мощностью не менее 7,5 кВт, с числом оборотов в минуту 740-960, т.к.

диаметр его ротора больше, чем у более скоростных. Соответственно, больше внутренний диаметр сердечника. Электродвигатель разбирается, из него вынимается статорная обмотка.

Затем корпус статора разбивается и из него извлекается пакет железа.

Мне приходилось изготавливать такой сварочный аппарат. Если корпус чугунный, тогда проще просверлить по длине корпуса победитовым сверлом ряд отверстий и кувалдой расколоть корпус.

Удобно использовать тонкое зубило, применяя его как клин. После разборки корпуса ножовкой или «болгаркой» срезать обмотку и по пазам выбить провод.

Проще срезать старую обмотку с одной стороны, а с противоположной стороны выдернуть, используя, например, монтировку.

После этого железо тщательно изолируется киперной лентой. Далее на железо наматываются необходимые обмотки – точно так, как на О-образный сердечник, т.е. помощью челнока.

Для уточнения числа витков предварительно намотать провод сечением не менее 1,5 мм2 в количестве 20 витков. Затем на эту обмотку подают напряжение 12 В и при помощи амперметра (предел измерения 5 А) измеряют протекающий ток.

Ток должен быть около 2 А. Если ток меньше, то количество витков уменьшают, и наоборот.

После этого можно определить необходимое количество витков на 1 вольт делением полученного числа витков на 12.

Немалая сложность состоит в выполнении вторичной обмотки. Желательно применить провод в стеклянной изоляции и для вторичной обмотки использовать провод ПЭТВ-2 диаметром 2,36 мм, который складывается 7 раз. Сечение вторичной обмотки получится около 17 мм2.

Первичная обмотка также была выполнена проводом диаметром 2,36 мм, сложенным вдвое. Можно использовать любой провод диаметром от 1,5 до 2,5 мм, предварительно пересчитав по его сечению необходимое количество проводников в витке.

Вначале наматывается первичная обмотка на 220 В, затем все остальные. Особое внимание обратите на качество изоляции между обмотками. Сделав отвод во вторичной обмотке для получения напряжения 13 вольт и поставив диоды, получаем пусковое устройство для автомобиля.

Напряжение во вторичной обмотке около 60–70 В. Если осталось место после укладки обмоток, то можно сделать еще точечную сварку. Например, сделав 4 витка медной полосой сечением 40×5 мм. Толщина железа, скрепляемого точечной сваркой, – 1,5 мм.

При этих параметрах сварочный аппарат успешно работает электродами диаметром 3–5 мм.

Дополнение

Применяемые в промышленности асинхронные электродвигатели имеют статор в виде тороидального пакета железа, выполненного из электротехнической стали. Форма статорного магнитопровода имеет сложную форму с пазами различной конфигурации. Магнитопровод электродвигателя обычно запрессован в чугунный или алюминиевый корпус.

Для изготовления сварочного аппарата можно использовать трехфазные асинхронные электродвигатели различной мощности. Желательно применять тихоходные и мощные электродвигатели 4–18 кВт с внутренним диаметром кольца 150 мм и внешним – 2400 мм. Высота кольца магнитопровода – 122 мм. Эффективная площадь магнитопровода в этом случае – 29 см2.

Первичная обмотка содержит 315 витков медного провода диаметром 2,2 мм. Вторичная обмотка рассчитана на 50 вольт и выполнена из нескольких проводов общим сечением 22 мм2. Первичная обмотка намотана в два с лишним слоя. Вторичная уложена на ½ длины кольца. Общий вид трансформатор показан на рисунке 1. Вес аппарата около 40 кг.

Ток сварки порядка 180 А.

Сварка из электромотора своими рукамиРис.1 Общий вид и электрическая схема аппарата

В своих записях я нашел расчеты, которые помогут вам в разработках. К сожалению, в библиотеке я не нашел оригиналов издания. Предложен расчет по оптимальным параметрам, исходя из того, что ток холостого хода не должен превышать Iх.х.

Источник: http://weldworld.ru/articles/svarka-dugovaya/4376-svarochnyy-apparat-iz-elektrodvigatelya.html

Сварочный аппарат из электродвигателя

Сварочный аппарат в домашней мастерской — мечта многих радиолюбителей. Но вот проблема: где взять железо для изготовления его главной детали — мощного трансформатора? Я предлагаю простой выход из положения.

Для трансформатора подойдет неисправный электродвигатель мощностью не менее 7,5 кВт, с числом оборотов в минуту 740-960 (в этих электродвигателях диаметр ротора больше, чем в электродвигателях с числом оборотов 1500 — 3000 в минуту). Электродвигатель разбирается, из него вынимается статорная обмотка.

Затем корпус статора разбивается и из него вынимается пакет железа, в котором была уложена обмотка. После этого на железо наматывается необходимая обмотка — точно так, как на 0-образный сердечник, т.е. с помощью челнока.

Для расчета количества витков необходим трансформатор на 12 вольт и амперметр переменного тока на 5 ампер. Выбрав любой провод сечением не менее 1,5 мм, наматывают на сердечнике 20 витков, затем на эту обмотку подают напряжение 12 вольт и измеряют ток, протекающий в ней. Ток должен быть около 2 ампер.

Если он меньше, количество витков уменьшают, а если больше — увеличивают. Наконец, полученное количество витков делят на 12 и получают результат: количество витков на 1 вольт. В авторском варианте использован электродвигатель мощностью 7,5 кВт, 960 об/мин.

Немалая сложность состояла в выполнении вторичной обмотки. Я отказался от применения провода в стеклянной изоляции и для вторичной обмотки использовал провод ПЭТВ-2 диаметром 2,36 мм, который был сложен семь раз, то есть каждый виток выполнялся в семь проводов.

Первичная обмотка изготовлена из провода сечением 2,36 мм, сложенного вдвое. Можно использовать для обмоток любой провод диаметром от 1,5 мм до 2,5 мм, предварительно перерасчитав по его сечению количество проводников в витке.

Провод вторичной обмотки необходимо изолировать по всей длине, для чего можно использовать обычную изоленту. Вначале наматывается обмотка на 220 вольт, затем — все остальные.

Особое внимание надо обратить на качество изоляции между обмотками. Сделав отвод во вторичной обмотке для получения напряжения 13 вольт и поставив диоды, трансформатор можно использовать для запуска автомобиля без аккумулятора. Напряжение вторичной обмотки должно составлять 60…70 вольт. При этих данных сварочный аппарат варит электродами от 3 до 5 мм.

После укладки обеих обмоток, если осталось достаточно места, можно сделать обмотку для точечной сварки. Эта обмотка представляет собой 4 витка медной полосы размером 40 х 5 мм. Толщина скрепляемого точечной сваркой железа при этих данных составляет 1,5 мм. Изготовленный таким способом сварочный трансформатор надежно действует вот уже в течение 10 лет.

РЛ 6, 1993

Воробьев С. Опубликована: 2005 г. 1 Вознаградить Я собрал 0 0

x

  • Техническая грамотность
  • Актуальность материала
  • Изложение материала
  • Полезность устройства
  • Повторяемость устройства
  • Орфография

Источник: https://cxem.net/master/26.php

Как сделать сварочный аппарат из электродвигателя » Электрика в квартире и доме своими руками

Я не стану объяснять, как при помощи сварочного трансформатора можно зарабатывать. Думаю, что всем ясно, хочешь, мотай трансформаторы и продавай, а хочешь — намотай один и шабашничай. Хоть на дому, хоть по вызову.

Идея производить трансформаторы из статоров электродвигателей практиковалась ещё двадцать лет тому назад и пользовалась популярностью среди самоделкиных. Кстати, и доход приносила ощутимый. За 50-75 советских карбованцев от такого изделия можно было избавиться за один — два дня. Чем я и занимался. На эту тему были даже публикации в «Моделист-конструкторе» и «Изобретателе и рационализаторе».

Немного позже были также публикации о сварочных трансформаторах из ЛАТРов. И если с трансформаторами из ЛАТРов особых проблем не возникало, то с теми, что из двигателей, результаты у самоделкиных были весьма далеки от расчетных. А причиной тому — недостаток знаний в электротехнике, да и журналы публиковали материал, скрывая все подводные течения.

Это походило больше на инструкцию юному душману, с рецептами фугасов. Оставалось только крикнуть: «Аллах акбар» или «Банзай» и включить в розетку. А дальше, как минимум, сгоревшие пробки, как максимум — кердык электросчётчику и масса лестных отзывов в адрес изобретателей и их родителей.

Конечно, я понимал все причины неудач, но выдавать секретов не хотелось, чтобы не плодить конкурентов. И лишь только после того, как я нашел себе более интересный заработок, в виде электроудочек, я стал делиться информацией. Я тогда ещё жил в Самаре и возможность заработка на рыбе меня привлекала куда больше, чем кряхтеть и потеть над сварочниками.

Читайте также:  Преобразователь напряжения 12-220 своими руками (простая схема)

Итак, о трансформаторах. Для начала надо правильно выбрать электродвигатель. Из наиболее распространённых серий 2А и 4А предпочтение следует отдать первым. У них больше окно магнитопровода, соответственно, и мотать будет легче.

Если вы такой не найдёте, можно выбрать и 4А. Только, для облегчения работы, пакет его магнитопровода лучше разделить на две части. Иначе обмотки могут не поместиться в окно.

И затем намотать их по отдельности и соединять последовательно.

Для изготовления ЛАТРа лучше всего использовать электродвигатель, который не жалко. Перемотка электродвигателей может вернуть их в работу и они будут служить верой и правдой еще долгий срок. Поэтому, используйте те, которые точно уже нельзя отремонтировать.

Из всего электродвигателя используется только магнитопровод. Обмотки, ротор, корпус статора — это все направляется в утиль. Поэтому название «трансформатор из электродвигателя» не совсем точно отражает суть.

Итак, какой двигатель выбрать? Понятно что серия 2А, а вот какой мощности? Ориентир — от 7 до 15 Квт. Не промахнётесь.

Дальше ваша задача добыть заветный статор. Сейчас их легче купить у сборщиков металлолома. Они уже очищены от проводов и, как правило, после 5-6 ударов кувалды раскалываются как орех. Но это происходит далеко не всегда.

Двигатели, прошедшие ремонт, заливают лаком, поэтому корпус может не отделиться от пакета железа. Да и корпус может оказаться алюминиевым. Для того чтобы достичь цели, вам придется отжечь весь статор. Для этого надо поставить статор «на попа» и подложить под него пару кирпичей.

Внутренняя полость заполняется дровами и поджигается. Прожарив ваш двигатель час, другой, вы без особого труда сможете отделить магнитопровод от корпуса. Из алюминиевых корпусов железо само выпадает в процессе прожарки.

Точно также удаляются и провода (если вам попался не разграбленный статор). После термообработки они легко вынимаются из пазов статора.

В результате ваших трудов у вас должна получиться продукция как показано на рис 1 (см. ниже).

Пакет трансформаторного железа (магнитопровод)

Рис. 1

Затем необходимо снять размеры, как показано на рис.1. Эту болванку необходимо пропитать жидким масляным лаком. И высушить, используя подогрев. Это необходимо сделать для того, чтобы, после удаления стяжных накладок, пакет не рассыпался. Как правило, накладок от четырех и более штук. На мощных электродвигателях они ещё и проварены электросваркой по бокам.

Надо удалить не только накладки, но и проваренный металл. Делается это при помощи болгарки, шлифмашинки или фрезерного станка.

Вы спросите: для чего это делается? Дело в том, что магнитный поток в будущем трансформаторе, будет распространяться иначе, чем в электродвигателе.

А эти накладки будут представлять собой короткозамкнутые витки и соответственно забирать львиную долю мощности и вызывать нагрев. И здесь основное правило — отсутствие короткозамкнутых витков.

Их не должно быть, ни в самой конструкции трансформатора, ни в его креплении к корпусу.

Электромагнитные параметры такого железа чаще всего неизвестны, но их с достаточной точностью можно определить экспериментально.

После того, как вы избавитесь от накладок и следов электросварки, вам необходимо будет вырезать из картона или прессшпана две торцовые накладки (см. рис.2) и две картонные гильзы.

Одну для внешней стороны, другую для внутренней. Сначала устанавливаются торцовые накладки, а затем внешняя и внутренняя гильзы.

Затем все это хозяйство обматыватеся киперной, тафтяной или стеклолентой и снова пропитывается лаком и сушится.

Торцевой изолятор из прессшпана

Рис. 2

Вот теперь ваш тороидальный магнитопровод готов к тому, чтобы стать настоящим трансформатором. Провод нужен будет в х/б или стеклоэмалевой изоляции, можно и в бумажной.

Для продолжения нам необходимо произвести расчёты. Для первичной обмотки достаточен провод диаметром 2-2,5 мм, для вторичной обмотки подойдёт шина 8 х 4 мм длиной около 60 м (зависит от железа). Это вариант для меди. Для алюминия сечение нужно взять на 15% больше. Не путайте сечение с диаметром.

  • 1) Кол-во витков на один вольт производится по формуле:
  • 48 / (а х в), где (а х в) — площадь в квадратных сантиметрах, а не миллиметрах.
  • Напряжение для первичной обмотки выбираем 210 В (сядет под нагрузкой). Количество витков для первичной обмотки:
  • 210 х (значение, полученное по формуле 1).

Начиная со 180 В, необходимо сделать отводы, через каждые 10 В: то есть: 180 В, 190 В, 200 В. Это вам пригодится в случае низкого напряжения в сети. Для вторичной обмотки V=55-65 В на холостом ходу (условие для стабильности дуги). Витки рассчитываются аналогично.

Если у вас статор от двигателя 4А, то коэффициент 48 можно уменьшить до 46.

После того как выполните расчеты, можете начинать наматывать. Вначале первичную, затем вторичную. Мотать следует виток к витку, а не внавал. Это придаст более высокую индуктивность обмоткам и оптимизирует режим работы трансформатора. Вам понадобится помощник.

Мотать шиной на тор — процесс трудоёмкий, особенно если у вас нет круглого челнока. Поэтому упростить процесс можно следующим образом. Шину надо запустить в тор, примерно на половину длины. И потом мотать от середины к концу провода. Сначала одну одну часть шины, затем другую.

Иначе голова закружится, бегать туда сюда. Выводы следует фиксировать киперной лентой.

Намотка провода

Рис. 3

После того как процесс намотки окончен, трансформатор следует вновь пропитать лаком. И хорошенько высушить. На это следует обратить особое внимание. Может получиться так, что сухой на ощупь трансформатор, будучи подключенным к сети, на холостом ходу начнет дымиться. Это значит, ему пришел капут.

Замкнула первичная обмотка. Дело в том, что под действием сильного магнитного поля некоторые растворители (входящие в состав лака) начинают проводить ток. Даже если вы испытали лак мегомметром перед употреблением.

Поэтому сушить лучше на горячую, в шкафу, или подать на обмотку постоянный ток, низкого напряжения.

Дальше собирайте ваш трансформатор, как показано на рисунке. Корпус делать из металла не советую, лучше пластиковый. Помните о короткозамкнутых витках.

Трансформатор в сборе

Рис. 4

Если всё выполните тщательно, ваш аппарат будет варить электродом № 4 и резать электродом № 3, работая от домашней розетки. Пробки на счётчик на время работы следует поставить 16А. Аппарат потребляет во время работы около 10 А. То есть так же, как чайник «тефаль».

На «тройке» трансформатор вообще не греется, а на «четверке» нужно сжечь непрерывно штук десять, чтобы он нагрелся до 50 градусов. Этого вам хватит за глаза, и для себя, и для шабашки.

Если у вас счётчик пятиамперный, то не жгите больше трех-четырех электродов № 4 подряд.

Про вес и другие достоинства говорить не буду. О них написано столько, что уже и сказки появляются о чудотворных свойствах. Лучше поговорим о том, где сейчас можно взять провод для трансформатора. Раньше это всё валялось во втормете большими кучами. Сегодня провод можно найти там, где с ним работают.

У нас это местные электросети и локомотивное депо. Удвойте цену на этот цветмет в два раза от цены металлолома, и для вас всегда подберут сгоревшую или пробитую катушку от масляного трансформатора. В такой катушке всегда найдется кусок целого провода, который и идет в дело.

А если у вас кроме собственных рук есть кое-что в кошельке, то можно заказать в магазине электротоваров. Но себестоимость такого изделия будет выше в разы, чем произведенного из утиля. Поэтому, вспомнив дедушку Маркса, я рекомендую вкладываться по минимуму :-)).

А под закат жизни написать книгу «Как воровалась сталь» :-))))).

Источник: https://www.electricity.msk.ru/kak-sdelat-svarochnyiy-apparat-iz-elektrodvigatelya-elektrika-v-kvartire-i-dome-svoimi-rukami.html

Экономичный сварочный трансформатор

Экономичный сварочный трансформатор

Электрическая дуга была впервые получена в 1802 г. русским академиком В.В. Петровым. За свою более чем 200-летнюю историю она из обычного электрического явления превратилась в мощную технологическую составляющую современного производства.

Технический прогресс в промышленности неразрывно связан с постоянным совершенствованием сварочного производства.

Сварка как высокопроизводительный процесс изготовления неразъёмных соединений находит широкое применение при изготовлении металлургического, кузнечно-прессового, химического и энергетического оборудования, в сельскохозяйственном и тракторном машиностроении, в производстве строительных и других конструкций.

Начиная с середины 80-х годов прошлого столетия, стало увеличиваться количество сварочных аппаратов, предназначенных для домашнего применения. Сегодня их изготавливают не только любители-одиночки, но и всевозможные акционерные общества, появившиеся при крупных промышленных предприятиях.

Однако приобрести надежный и удобный сварочный аппарат для личных нужд не так то просто. Дело в том, что при изготовлении подобных устройств очень часто копируются их «старшие братья» (сварочные аппараты для промышленного применения) как бы в уменьшенном виде. Такой подход нельзя считать правильным.

Как известно, сварочные аппараты являются энергоёмкими устройствами. Эта особенность, с которой мирятся на производстве, может стать существенным препятствием для применения их в домашних условиях. Попробуем разобраться в причинах этого явления.

Почему бытовые сварочные аппараты так же «прожорливы» как и их «старшие братья»? На первый взгляд кажется, что причина кроется в неверных электротехнических расчётах сварочного трансформатора или ошибках, допущенных при его намотке. Такое часто случается, когда трансформатор изготавливают в любительских условиях.

Но дело не только в этом. Даже безупречно грамотно рассчитанный сварочный трансформатор потребляет в рабочем режиме значительное количество энергии. Здесь требуется дать некоторые пояснения. В теоретической электротехнике при расчётах используются понятия «идеального источника тока» и «идеального источника напряжения».

Первый на любой нагрузке обеспечивает неизменный ток, а второй- неизменное напряжение. Чтобы выйти на такие режимы «идеальный источник тока» должен иметь бесконечно большое внутреннее сопротивление (r=∞), а «идеальный источник напряжения» – бесконечно маленькое внутреннее сопротивление (r=0).

Реальные источники электрической энергии имеют внутреннее сопротивление: 0< r R- мы имеем дело с источником тока,при r < R - мы имеем дело с источником напряжения.

Так как на внутреннем сопротивлении бесполезно расходуется часть энергии источника, то разным оказывается и КПД данных источников: источник тока имеет коэффициент полезного действия : 0

Источник: https://eurosamodelki.ru/katalog-samodelok/elektronnie-samodelki/ekonomichnii-svarochnii-transformator-svoimi-rukami

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector