Лесная волокуша своими руками

Общение с природой всегда было полезным для детей.

В советские времена школьники часто пропадали в лесу, сооружая шалаши и землянки, которые были базами при игре в «войнушку», местами приятного провождения времени с друзьями.

Хотя эпоха лесного туризма уже прошла, уступив место компьютерной, многие все же еще предпочитают выбираться на природу и строить такие привычные и интересные сооружения как шалаши.

Что такое шалаш, и для чего он нужен

Шалаш – искусственное укрытие, быстро сооружаемое в походных условиях из подручных материалов (веток, досок, жердей, дерна). Такого рода постройки издавна использовались охотниками, грибниками, егерями и туристами для защиты от непогоды, многодневного пребывания вдали от благ цивилизации.

Кроме того, подобные укрытия уже давно стали излюбленным местом для игр детей – они с огромным удовольствием не только их строят, но и проводят в них много времени, устраивая импровизированные штабы своих лесных отрядов, склады всевозможного провианта и просто укромные убежища.

Современному ребенку, поглощаемому миром компьютерных игр и социальных сетей, такое развлечение помогает не только улучшить свое самочувствие, но и приобрести полезные навыки в возведении подобного рода сооружений своими руками, становясь ближе к природе.

Лесная волокуша своими руками

Шалаш – искусственное укрытие, быстро сооружаемое в походных условиях из подручных материалов

Основные виды уличных шалашей и этапы их изготовления

Шалаши по своей конструкции подразделяются на:

  1. Односкатные – самые простые, состоящие из опирающегося на деревья или вкопанный в землю колья козырька
  2. Двухскатные – внешне напоминают палатку, состоят из остова обложенного ветками, мхом и еловым лапником.
  3. Круговые – высокие возводимые в виде шатра (конуса) постройки, внешне напоминающие индейские вигвамы. Строят их вокруг дерева или вбитого в землю длинного кола.

Шалаши с заглублением ниже уровня земли — это знаменитые землянки, жилая часть которых находится в хорошо утепленном и укрытом котловане.

Каждый из этих шалашей состоит из:

  • Остова – каркаса постройки собираемого из жердей;
  • Обкладочного материала – ветвей, елового лапника, соломы, мха;
  • Крепежа – капроновых нитей, скотча. В походных условиях при отсутствии часто используют подручные крепежные материалы — свежесрезанные полоски коры, выкопанные длинные корни, жгуты из травы.

Также читайте:  Советы по выбору комфортного надувного матраса для сна

Сооружение шалаша состоит из сборки остова и тщательного его укрытия обкладочным материалом, обустройства кострища.

Галерея: шалаш на дачном участке (25 фото)

Лесная волокуша своими рукамиЛесная волокуша своими рукамиЛесная волокуша своими рукамиЛесная волокуша своими рукамиЛесная волокуша своими рукамиЛесная волокуша своими рукамиЛесная волокуша своими рукамиЛесная волокуша своими рукамиЛесная волокуша своими руками

Как сделать шалаш (видео)

Как построить простой односкатный шалаш (халабуду) из веток в лесу

Такой шалаш является самым простым и сооружаемым в течение нескольких часов.

  • Для шалаша выбирают высокое и сухое место с двумя стоящими на расстоянии 1,5-2 метра толстыми деревьями с прочными сучками в нижней части стволов.
  • Вырубается прочная жердь длиной 2-2,5 метра, которая укладывается на сучки деревьев, таким образом, чтобы высота ее от земли была до 1,5 метра.
  • К полученной перекладине при помощи полосок коры привязывают упирающиеся в землю жерди ската.
  • Полученный каркас обкладывают сначала тонкими ветками с листвой, а затем еловым лапником.
  • В торцах шалаша вбивают колья и плотно укладывают ветви и еловые лапки.
  • Чтобы не сидеть на холодной земле пол шалаша застилают еловыми лапками, ветками или простой травой. Слой такого утепления должен быть не менее 30 см.
  • Для того чтобы внутри такого навеса не было холодно перед входом делают кострище, позади которого устанавливают отражатель – невысокий плетень из вбитых в землю кольев и переплетенных между ними веток, благодаря которому тепло поступает внутрь постройки.

Простой односкатный шалаш является самым простым и сооружаемым в течение нескольких часов

Двухскатный шалаш сооружается в лесу с максимальным использованием подручного материала без применения гвоздей, саморезов и прочих металлических крепежей.

Возведение двухскатного шалаша производится по простой схеме:

  • Сначала на высоком не заболоченном и сухом месте выбирается площадка, с которой убирают бурелом, мусор, камни. Не стоит строить шалаш вблизи муравейников, нор диких животных. Лучше строить шалаш под кронами больших деревьев – если пойдет дождь, они обеспечат дополнительную защиту от влаги.
  • Для остова вырубают две прямые палки с разветвлениями в верхней части. Нижние концы рогатин заостряют и вбивают их по одной линии на расстоянии равном длине будущей постройки
  • На рогатины укладывают длинную жердь, привязывая ее к ним при помощи ниток, скотча или же при их отсутствии полосками снятой с вырубленных палок свежей коры
  • Далее по обе стороны каждой из рогатин привязывают упираемые под углом в землю жерди из толстых веток, фиксируя их у основания вбиваемыми в землю колышками, а вверху — корой, нитками, скотчем. Такие же жерди параллельно торцевым укладывают с шагом в 40-50 см.
  • Параллельно коньку получившегося каркаса на поверхности обоих скатов укладывают продольные жерди, привязывая их в местах пересечения с наклонными. Если рядом есть толстые деревья то при помощи прочной бечевки шалаш привязывают к ним – это делает постройку более устойчивой.
  • Полученный остов, напоминающий двухскатную крышу по обе стороны от конька ,а также в торцах, оставляя при этом место для входа, обкладывают ветками.
  • На последнем этапе на каждый из скатов постройки укладывают, начиная от земли еловые лапки.
  • При плотной укладке лапника крыша такого убежища даже в сильный дождь или снег не будет протекать, а внутри будет сухо и комфортно.
  • Очень часто поверх веток на скаты укладывают толстую полиэтиленовую пленку брезент.
  • Если поблизости есть поле с оставшейся после жатвы сухой соломой, то ее можно использовать для укрытия крыши вместе с еловыми лапками – главное в этом случае помнить, что разводить костры в таком шалаше стоит очень аккуратно, чтобы случайная искра не подпалила сухие стебли.
  • Для того чтобы шалаш не затапливало во время сильных дождей по его периметру делают небольшой ров с отходящей в сторону канавкой

Двухскатный шалаш сооружается в лесу с максимальным использованием подручного материала без применения гвоздей, саморезов и прочих металлических крепежей

Постройка зимнего шалаша в земле

Кроме наземных можно соорудить и находящийся ниже уровня грунта шалаш в котором можно находится не только в теплое время года но даже и зимой:

  • Для постройки выбирают сухое место подальше от стволов крупных деревьев – лучше всего сооружать такое укрытие на холмах и возвышенностях с рыхлым песчаным грунтом.
  • Котлован для землянки в которой будут находиться одновременно 3-4 человека делают размером 3×4-5 метров и глубиной до 1,5-2 метров. При выемке грунта снятый дерн и плодородную землю отбрасываю не далеко от котлована, так как в дальнейшем они пригодятся для засыпки крыши землянки. С одной стороны котлована делают дополнительную траншею для входа.
  • Вдоль стенок ямы вбивают колья, при этом отступая делая расстояние между ними и почвенным пластом равное толщине досок или бревен, используемых для обустройства стен.
  • Между вбитыми кольями помещают доски или бревна, образуя тем самым стены постройки.
  • Пол землянки сначала утепляют сухой листвой, опилками и застилают жердями или доской.
  • Для сооружения крыши по центральной оси прямоугольника землянки вкапывают 3 толстых опорных столба, два из которых находятся у стен, а один по центру землянки.
  • В верхней части столбы скрепляют продольной жердью, на которую по обе стороны плотно укладываются с наклоном к земле тонкие бревна.
  • Готовую кровлю засыпают землей и обкладывают дерном.
  • Торцы выступающей над поверхностью земли кровли зашивают доской.
  • Входом в землянку служит траншея, примыкающая к котловану – для этого в ее начале выкапывают ступени или устанавливают лестницу. Вход закрывают деревянным щитом.
  • Для того чтобы древесина конструкций землянки не гнила из-за высокой влажности ее обрабатывают специальными растворами.

Как построить шалаш на дереве (видео)

Как сделать круговой индейский шалаш (вигвам) для детей

Вигвам представляет собой круговой шалаш. Построить его можно как на природе, так и на заднем дворе частного дома и даже в квартире

Для того чтобы изготовить детский вигвам необходимо:

  • 4-6 деревянных круглого сечения палок диаметром 2-2,5 см связывают грубой ниткой или изолентой таким образом, чтобы получился конус или пирамида. Если вигвам делают на улице, палки остова забивают в землю, предварительно заострив их концы.
  • Для шалаша из плотной материи делают чехол с завязками, с помощью которых его привязывают к остову. Чехол должен закрывать большую часть шалаша, оставляя в его передней части место для входа.
  • Вход делают, пришивая к чехлу две шторки.
  • Для придания вигваму привлекательного вида на материю чехла приклеивают вырезанные из кусочков цветного материала (бумаги, картона) полоски, кружочки, и другие фигуры.
  • На дно шалаша помещают плотное одеяло.

Вигвам представляет собой круговой шалаш

Изготовление детского шалаша в домашних условиях

Так как у многих нет постоянной возможности выбраться на природу, очень часто шалаши изготавливают в домашних условиях:

  • Для конька остова используют 4 сухих бруска толщиной 2-2,5 см и такого же диаметра палку.
  • Для сборки торцевых стенок бруски складывают в форме треугольника и на расстоянии 3-4 см от концов при помощи сверла делают отверстие равное диаметру конька.
  • Через отверстие в перекрестиях брусков пропускают круглую палку.
  • Полученный каркас обшивают с трех сторон материей, картоном.
  • Чтобы шалаш был устойчив, элементы задней стенки в нижней части скрепляют еще одним бруском.
  • На входе делают отодвигаемую шторку.

Получившийся шалаш прекрасно помещается не только на открытом пространстве, но и внутри детской комнаты.

Так как у многих нет постоянной возможности выбраться на природу, очень часто шалаши изготавливают в домашних условиях

Внутреннее обустройство шалаша

Шалаш помимо должен быть не только неуязвимым для дождя, ветра, палящего солнца снаружи но и комфортным и теплым внутри. Для этого внутри построенного жилища делают некоторые усовершенствования:

  • Пол выстилают лапником, сухой листвой, соломой, еловым лапником. Поверх слоя такого утеплителя можно постелить матрас, одеяло.
  • На входе в шалаш можно повесить шторку — кусок плотной материи. Это сделает его не только теплее, но и преградит путь комарам, мошкам и прочим мешающим отдыху насекомым. Летом при жаркой погоде такую шторку заменяют обычно более легкой пропускающей воздух тканью.
  • Для того чтобы в шалаше было светло внутри под конек подвешивается портативный светодиодный фонарь на батарейках или присоединяемый к аккумулятору.
  • В просторных и используемых для длительного пребывания землянках часто устанавливают небольшие печки-буржуйки, столы и скамьи; делают естественную вентиляцию

Также читайте:  Жидкие обои, что такое и чем они хороши

Как сделать шалаш без гвоздей и веревок (видео)

Шалаши и землянки – это прекрасные жилища, обустраивая и проводя время в которых, человек отдыхает от суеты большого города, бесконечной житейской рутины.

Детям же этот отдых позволяет приобрести полезные навыки по выживанию в лесу, поиграть в шалашах в интересные игры, устроив в жилище не только штабик своей воображаемой армии или секретное убежище супергероев, но даже и шумный не приветствуемый в городской квартире соседями балаган.

Читайте также:  Цепная торцовочная пила из болгарки своими руками

(3

Источник: https://sadovodu.com/2017/06/shalash-opisanie-vidov-i-osobennosti-samostoyatelnogo-vozvedeniya

Сани для мотобуксировщика своими руками

Наверняка каждый владелец мотобуксировщика знает, что такое сани-волокуши. В разных регионах России это приспособление для мотособаки называется по-разному, но назначение у него везде одинаково.

Сани-волокуши (волокуша, волока, волочуги, волокня) предназначены для перевозки грузов и людей по снегу, болотистой местности, грязи. В качестве тягового устройства может выступать буксировщик или снегоход.

Лесная волокуша своими руками

Купить или сделать самостоятельно?

Сразу стоит отметить, что купить готовые сани-волокуши можно при приобретении мотобуксировщика СТЕМ Север. Эти и другие аксессуары доступны для заказа в представительствах и дилерских центрах компании.

Но если вы испытываете финансовые трудности или хотите сделать волокуши своими руками, то это не составит особого труда.

Конечно, сани, выполненные в условиях современного производства, эргономичны, обладают меньшей массой и большим запасом прочности, нежели самодельные приспособления.

Вообще, тема саней, изготовленных своими руками, обсуждается на форумах в Интернете с момента появления первых мотобуксировщиков в продаже. Такой уж народ – рыбаки и охотники, смекалистый и изобретательный.

Поэтому и конструкции исполнения предлагаются разные. В качестве исходного сырья для производства саней применяются водопроводные, пластиковые и профильные трубы, фанера, жесть и др.

Ниже на странице приведен пример одного конструкторского решения изготовления волокуш, прилагаются фото и чертежи.

Волокуши для мотобуксировщиков

Итак, предлагаемый вариант саней достаточно прост в изготовлении, не требует значительных финансовых вложений.

Основу конструкции составляют два элемента – лыжи и стальной каркас. Этот вариант исполнения волокуши достаточно устойчив и стабилен на поворотах, прекрасно преодолевает снежные препятствия. Еще одно преимущество – корпус саней не соприкасается с поверхностью местности, по которой перемещается мотобуксировщик, следовательно, приспособление имеет меньший износ.

Лесная волокуша своими руками

Основной материал для изготовления каркаса – металлическая труба квадратного сечения 20х20х2 мм. Нужные отрезки трубы получаются нарезкой с помощью углошлифовальной машины (болгарки), межу собой скрепляются сваркой.

Для обшивки каркаса используется стальной лист, который будет служить препятствием для попадания внутрь снега и грязи. Для передней защиты имеет смысл использовать лист толщиной 2 мм. Крепление защиты к стальному каркасу также осуществляется с помощью сварки.

Для обшивки боковых и задней поверхности отлично подойдет влагостойкая фанера.

Для изготовления лыж также используется стальной лист. Для повышения жесткости по краям при помощи листогиба выполняются ребра.

Лесная волокуша своими руками

Для изготовления дышла (сцепного устройства) используется, так же, как и для каркаса, профильная труба 20х20х2 мм. На жесткую сцепку одевается пружина, которая служит амортизатором в процессе торможения или разгона.

Лесная волокуша своими руками

Источник: http://motosobaky.ru/publikacii/sani-dlya-motobuksirovshhika-svoimi-rukami/

Тайга — мой дом — нарты и волокуши

НАРТЫ. ШОРСКАЯ НАРТА — КОНСТРУКЦИЯ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ. КОПЫЛ. ПОЛОЗ. НАЩЕП. ВЯЗКИ. БАРАН. ОГЛОБЕЛЬКА. ВОЛОКУША. СЮРКА. КЫСНОП.

Тот, кто охотился на крупного, «мясного» зверя, наверняка не раз вспоминал эти народные приспособления для переноски тяжестей, когда таскал на себе добычу. Зачастую к тому месту, где добыт зверь, нет дороги для автомобиля. Тем более это характерно для северной или сибирской тайги, где и вообще-то их практически нет.

Однажды мы вытаскивали двух лосей, добытых в пойме речки Хорошевки, притока Печоры. До избушки было километра четыре. Вся бригада унесла часть мяса еще засветло, а мы с приятелем припозднились и отстали. Тащили мы тогда, наверняка, поболее центнера.

У меня за плечами в стареньком порванном рюкзаке была лосиная задняя нога, задняя холка, как говорят на Печоре, а это больше двух пудов. На нарточке, в которую впрягся мой напарник, лежала целая хребтина с рёбрами и шеей — кило под восемьдесят.

Вот и считайте!

Когда мы всё это вытащили из приречных кустов и сложили на нарту и в рюкзак, стемнело. Весь остальной путь мы преодолевали уже в полной темноте. На Севере такие работы делаешь почти всегда ночью, потому что днём надо охотиться. Это бы ещё ничего — тащить-то груз надо было в гору. Небольшой, но длинный был подъём, настоящий тягун! Досталось нам тогда славно!

Володя волок нарту, а я, с рюкзаком за плечами, шагал сзади и подталкивал её палкой. Стоило мне на секунду притормозить, как Володя останавливался, словно его кто дёргал сзади за лямку.

Лосиная нога торчала из моего рюкзака вверх копытом и сбивала равновесие, а мороженое мясо так холодило спину, что я боялся, как бы не застудить поясницу. Хорошо ещё, что стояли мы на камусных лыжах, а не на голицах.

На этих мы просто бы буксовали на месте. Камус не давал лыже оскальзываться и сдавать назад.

В другой раз, опять же ночью, я нёс в рюкзаке здоровенную лосиную лопатку (теперь уже холку переднюю!) и, скатываясь с невысокого берега ручья, завалился в кусты. Рюкзак припечатал меня к снегу и кустикам так, что расстегнуть ремень, стягивавший лямки спереди, и выбраться сам я не мог и ждал, пока подойдут другие охотники. Они-то меня и высвободили.

После этих «экспериментов» я сказал себе: «Хватит! Хватит рвать и морозить спину! Лучше плохо тащить, чем хорошо нести!» — и соорудил волокушу.

Я взял пару детских лыж самого маленького размера (длина примерно 70 см), из которых «вырос» мой сынишка, и прибил к ним, вернее, привинтил мелкими шурупчиками листок фанеры — шурупы держат дерево гораздо лучше гвоздей, не расшатываются и не вылезают.

О шляпку чуть вылезшего гвоздика можно не только одежонку порвать, но и пораниться. Передок этого «тобоггана» я укрепил поперечной деревянной планкой. Первыми конструкцию опробовали мои дети, катаясь с крутого берега Печоры.

Испытание было выдержано с блеском, и я довёл дело до конца. На скользящей стороне я наклеил полоску лосиного камуса, чтобы на подъёмах волокуша не сдавала назад.

Вдоль каждого края по лыжным желобкам просверлил дырочки и через них пропустил сыромятные ремешки петлями, а к задней части прикрепил длинный ремень, чтобы с их помощью, как шнуровкой, приторачивать груз,

Из нетолстой черёмуховой палки я согнул дугу и поставил её на переднюю часть волокуши, крепко привязав сыромятными опять же ремешками. Получился так называемый баран, который позволяет протаскивать волокушу через кусты, не цепляясь за них. Теперь можно было отправляться «по мясо».

Лесная волокуша своими руками

Однако я решил сделать не просто волокушу, а одновременно и понягу, приспособление для переноски тяжестей.

Для этого со стороны, противоположной скользящей, я намертво пришил мягкой оцинкованной проволокой лямки от того самого старого рюкзака. Моё «изобретение» прослужило мне несколько сезонов.

Мне приходилось вытаскивать на этой волокуше груз поболее собственного веса, что, конечно, традиционным способом, на спине, я никогда бы не сделал.

Волокушу охотники использовали наверняка со времен каменного века. До недавнего времени сохранялись и использовались на охоте такие примитивные приспособления для перетаскивания зимой грузов или добычи, как сюрка у якутов и кысноп у коми.

И то и другое — это шкура какого-либо животного, в которую заворачивают груз и тащат по лыжне. Естественно, так, чтобы волос располагался по ходу движения, на подъемах не сдавал назад, а под горку свободно скользил. Охотники коми используют шкуру собаки или телёнка, сшитую в виде конусообразного мешка, открытого с задней стороны.

Через это отверстие и закладывается в кысноп груз. Тащат его за потяг с лямкой, и охотнику нередко помогает лайка. Якуты для той же цели использовали шкуру лошади, лося. Наверняка, сейчас таких волокуш и не отыщешь — появились снегоходы да вертолёты.

Кстати, «гибридом» такой волокуши и саней стал тобогган североамериканских индейцев — каркас из деревянных планок, обтянутый берёстой или шкурой зверя.

Почему-то считается, что передний загиб волокуши и полозьев нарт, а также и лыж должен быть крутым — вроде бы легче преодолевать глубокий снег. Это заблуждение, и всё обстоит как раз наоборот.

Дело в том, что лыжа или волокуша, имея даже очень слабый загиб, при малейшем движении вперед начинают как бы всплывать в снегу и движутся без особых усилий владельца.

Напротив, перед слишком крутым загибом снег начинает уплотняться в ненужную и препятствующую движению груду. Даже, если снег сухой. Хотя такой крутой загиб сделан у тобоггана.

Однако и сегодня не обойдешься без приспособлений, облегчающих охотнику транспортировку грузов в тайге. Ведь порой-то и снегоход не везде пройдет. Там же на Печоре в нашей бригаде для этого были, как я уже упоминал, и нарты, специальные охотничьи сани, которые мы использовали на вывозке мяса.

Вообще нарты как средство транспорта распространены по всей тундровой и таЁжной полосе и используются в оленьих и собачьих упряжках. Они известны, наверняка, всем. А вот об охотничьих, то есть таких, которые тянет сам охотник и только иногда ему помогает промысловая, а не ездовая собака, знают немногие, да и распространены они гораздо реже, но по-прежнему важны для охотника.

Охотничьи нарты везде примерно одной конструкции и отличаются разве что длиной (у коми до трёх и более метров) или мелкими деталями — формой копыла, способом крепления его к полозу и так далее.

Принцип один — чем «пересечённее» местность, тем короче нарта.

Многие детали этих охотничьих саней, способы их соединения между собой такие же, как и у обычных деревенских саней, дровней, но у последних они больше размером, поскольку должны выдерживать значительные нагрузки.

Когда я работал в Алтайском заповеднике, видел, как охотники-промысловики Табакаев и Питаев вывозили из тайги на санках клетки с отловленными для расселения живыми соболями.

Руководил отловом известный сибирский охотовед, великолепный знаток соболя Виктор Николаевич Надеев, ныне, к сожалению, покойный.

Он-то и рассказал мне тогда, что санки для охотничьего обихода не так характерны, как небольшие нарты, и объяснил, как шорцы (народность, живущая к северу и северо-востоку от Горного Алтая) делают охотничьи нарты.

Потом, работая в Печоро-Илычском заповеднике, я смог убедиться, что они практически не отличаются от нарт охотников Верхней Печоры и коми. Надо сказать, что очень многие изделия, охотничьи, рыбацкие и просто предметы хозяйственного обихода, во многом схожи у уральских и саянских охотников. Этому есть свои причины — ведь пути заселения Сибири вели туда именно с Северного Урала.

Итак, шорская нарта. Конструкция ясна, мне думается, из рисунка. Отмечу только некоторые особенности.

Материал на полозья — черёмуха или берёза, на копылы — берёза, на вязки и баран — черёмуха. Общая длина 2-2,5 м, а шириной нарта должна быть не более ширины охотничьей тропы, лыжни, а если превышать, то очень не намного.

Читайте также:  Маленький нож «клык» своими руками

Полоз для большей прочности вытёсывается с небольшим ребром по верхней части. Отверстие в полозе под каждый копыл делается сквозным, а снизу он расклинивается, чтобы сидел крепче. Средний копыл обязательно подвязывается сзади вязкой из сыромятного ремешка к полозу через отверстие в специальном, как бы сейчас сказали, приливе. Коми-охотники этого не делают.

Вообще все детали, требующие подвижного соединения между собой, связываются только сыромятными ремешками. Они очень надёжны, «нечувствительны» к морозу, чего не скажешь о синтетических ремнях или шнурках.

Сквозь отверстия в верхних концах копылов пропускают по длинной тонкой жердочке. Называются они нащепами. С их помощью все копылы связаны с передним концом полоза. Нащеп в отверстии копыла закрепляется клинышком через специальное отверстие.

Вязки распаривают и, огибая ими противоположные копылы каждого полоза, накрепко соединяют их между собой. На вязках укладывают досочки настила и привязывают их к вязкам. Иногда вместо досочек укладывают длинные тонкие стволики ивы, берёзы, черёмухи. На рисунке сам настил не показан, чтобы лучше была видна конструкция нарты.

Лесная волокуша своими руками

Характерная особенность нарты — полное отсутствие каких-либо гвоздей, шурупов, даже клея, тем более синтетики. Вся она должна как бы «дышать» и шевелиться, даже немного скручиваться на неровностях лыжни, иначе поломка неизбежна. Необходимую жёсткость нарте придает груз, равномерно распределённый по всей её длине и крепко увязанный.

Обязательная принадлежность такой нарты — оглобелька, которая выстругивается из тонкой сухой ёлки. Оглобелька не даёт нарте догнать охотника на спуске и ударить ему под коленки. Тот, кто везёт нарточку, всегда удерживает её от себя на расстоянии, которое определено длиной оглобельки.

Как тут не пожалеть полярных путешественников, которые тащат за собой на длинных верёвочках, наверное, в общем-то неплохие и удобные в обращении волокуши с крышками. Кстати, теперь выпускают такие и для охотничьих целей.

Волокуши эти на ледяных торосах постоянно догоняют лыжника и бьют его по ногам, мешают идти, отнимают и без того иссякающую энергию.

Оглобелька же не только не даёт волокуше болтаться на верёвке, но и помогает охотнику, словно каёк (о нём будет рассказано ниже), увереннее держаться на самых крутых и опасных спусках.

Если кто хотя бы раз видел, как умелый охотник управляется с тяжело нагруженной нартой, тот, конечно, понимает значение этой примитивной, но незаменимой детали. Ну, а волокут такую нарту, впрягшись в лямку, которая через потяг соединяет охотника с ней. Управляться в одиночку с таким транспортом довольно тяжело. Лучше всего это делать вдвоём, меняясь местами время от времени.

Кому-то покажется странным, что в век современных космических технологий я рассказываю о каких-то архаичных нартах, которые и мотора-то даже не имеют. По моему глубокому убеждению, мы должны знать и помнить, что без этих примитивных волокуш и нарт никогда не было бы разных «Буранов», «Линксов» и «Ямах», облегчающих сегодня трудную жизнь промысловика, человека вымирающей профессии.

В конструкции первых мотоснегоходов был использован принцип волокуши. Движитель-гусеница располагался между двумя скользящими по снегу поверхностями, а это не что иное, как деталь волокуши. Нелишне напомнить, что этот же принцип используют тюлени, выдры, пингвины, скользя на брюхе по снегу не только с горки, но и по горизонтальной поверхности.

Не они ли подсказали первобытному охотнику идею волокуши?

Лесная волокуша своими руками 

Нанаец с нартой. Фото Яцека Палкевича

Источник: http://www.dmitriyzhitenyov.com/index/narty_i_volokushi/0-24

Ловля рыбы при помощи волокуши

Волокуша для ловли рыбы была изобретена ещё в древние времена. Она имеет много названий, но суть одна. Несколько человек с разных сторон тащат её вдоль берега по мелководью. Напуганная рыба легко попадает в западню.

Ловля рыбы при помощи волокуши в некоторых местах России относится к браконьерству. Поэтому следует свериться с законом о рыбной ловле в своём конкретном регионе. В то же время, если все нюансы улажены, ловля на бредень принесёт много приятных ощущений, связанных с азартом от рыбной ловли.

Это весёлая коллективная захватывающая игра, требующая опыта и сноровки.

Волокуша в целом напоминает обычный невод. Но в отличие от него её тянут люди, а невод нужно забрасывать с лодок и судов. В то же время по этой причине применение волокуши ограниченно тем, что они применима только в тех местах, где могут пройти люди. Поэтому её используют в прудах, мелких озёрах, прибрежных зонах рек.

Применение волокуши требует определённой физической силы от тех, кто её использует. Сетевая ткань для волокуши используется с мелкими ячейками. Концы крыльев бредня имеют надрезы для закрепления деревянных прутов, которые выступают в роли поплавков и фиксаторов. Благодаря им, бреднем легче управлять. Кроме не них в верхней части крыльев устанавливают поплавки из пенопласта.

Они не окрашиваются краской. Благодаря этому рыба не боится их.

Для усиления конструкции бредня его обшивают трубой по всей длине и ширине. Волокушу или по-другому бредень можно переделать для ловли раков. Для этого на нижней части закрепляется цепь с целью её утяжелить. Тогда он не поднимается со дна. Прочная ловушка способна выдержать вес большого количества рыбы. Если она с утяжелителем, то она будет погружаться на самое дно и способна ловить раков.

Бредень устроен таким образом, что позволяет стайке рыбок входить в него через горло. Тело бредня называется мотней. Она начинает постепенно сужаться. Дальняя узкая часть его называется куток. Рыба заплывает туда.

В результате бреднем можно наловить всех чешуйчатых обитателей водоёма. Размеры пойманных рыб зависят от размера ячеек сетевой ткани. Здесь сразу следует вновь упомянуть закон о браконьерстве.

Следует понимать, что начинать использовать бредень можно только удостоверившись в законности его применения в этом районе.

Методика ловли волокушей заключается в том, что её используют два или более человек. Её тянут по обе стороны крыльев. Кроме несущих бредень желательно наличие погонщиков. Их функция заключается в том, что они пугают рыбу, ударяя по воде. Тогда потревоженные стаи, в панике, начнут заплывать в бредень.

На реке волокушу лучше использовать против течения. Если вдруг в мотне появилась крупная рыба, то её лучше сразу вытащить. Вытаскивая бредень нужно сначала потянуть за нижний шнур, а потом слегка за верхний. Вытащенная сеть сворачивается, а вся рыба остаётся в дальней части мотни.

Идеальным временем для ловли на бредень является ночь.

Способ ловли на бредень одним человеком заключается в том, что одно крыло фиксируется на дне водоёма. Затем берётся второе крыло, и начинают выполняться круговые движения вокруг воткнутой в землю части бредня.

После улова вся сеть сворачивается, а рыба остаётся в дальней части мотни. Осталось пожелать удачной рыбалки. Главное, соблюдать осторожность. Не рыбачить в период нереста рыбы.

Убедиться, что в данном районе нет запрета на использование бредня.

Лесная волокуша своими руками

Источник: http://www.ribalka.su/archives/4163

Изготовление санок для перевозки грузов по лесу

Лесная волокуша своими руками

Во время охоты зачастую приходится не только подолгу ходить самому, но и таскать на себе нелегкую поклажу – рюкзак, палатку, котелок, примус, а иногда даже лодку. Облегчить себе задачу можно прямо на месте, смастерив из подручных материалов легкие санки-волокушу. Санки удобно тянуть за собой, при этом они достаточно проходимы, а выдержать могут и 15, и 20, и 30 кг груза. Главное, сделать их правильно, прочно закрепив все детали.

Для
изготовления санок потребуется немного инструментов, которые имеются при себе у
каждого охотника. Все делается просто, при помощи небольшого топорика, острого
ножа, складного ножика с шильцем и пилкой по дереву, мотка 3-мм не растягивающегося
шнура. Из материалов лучше всего использовать березу – молодой березнячок будет

очень кстати. Хотя в целом, сделать волокушу можно из любого дерева.

Изготовление
полозьев

Нужно вырубить
две тонкие берёзки, лучше из растущих одним «кустом». Ствол у таких сросшихся
березок сильно изогнут в нижней части – это самый удобный вариант формы
полозьев санок.

К тому же, рубить их не жалко, так как такие деревья сильно
мешают развиваться друг другу.

На конструкцию уйдет целый ствол – серединная часть
и верхушка пригодится для изготовления всей остальной конструкции. Всего на

одни санки понадобится 2 стволика около 7 см. диаметром (в районе комля).

Из нижних загнутых
стволовых частей нужно вытесать полозья прямоугольного сечения. Будет гораздо
удобнее, если более толстой хвостовой части полозьев (изогнутой) придать чуть закруглённую
форму.

Так пятка санок не будет ни за что задевать и цепляться в ходе волочения
ее по лесу. Нижнюю поверхность полозьев стоит как можно тщательнее обстрогать
острым ножом, чтобы волокуши хорошо скользили.

Времени это займет немного, а разница

  • в удобстве использования существенная.
  • Изготовление
    каркаса

Топором
нужно обтесать четыре палки: для поперечин взять две покороче, а для раскосов –
подлиннее. Концы палок лучше затесать с обеих сторон, тогда получатся плоские
площадки в 2-3 сантиметра толщиной. Далее можно приступать к просверливанию отверстий
под связку. Они легко проделываются шильцем из охотничьего складного ножа.

Нужно вращать шильце с нажимом «туда-сюда» и затем периодически вынимать из
отверстия для удаления опилок. Шило проворачивается до тех пор, пока его кончик
не будет виден с обратной стороны. Тогда нужно вставить шильце с другой стороны
и расширить отверстие, сделав его ровным.

Потребуется терпение, зато в итоге
получится ровная дырочка диаметром примерно 4 миллиметра, что вполне

достаточно.

Важно просверливать
отверстия сначала только для верхней поперечины, а затем отмечать место
расположения нижних отверстий «по месту». Иначе при связывании деталей может
возникнуть перекос, санки получатся кривыми и непрочными.

Только после того,
как будут закреплены шнуром верхняя поперечина с двумя раскосами, можно разметить
надрезами места крепления всей нижней поперечины. Связывать детали нужно максимально
туго.

Сначала шнур продевается в отверстие полоза (лучше предварительно оплавить
кончик шнура), затем один его конец пропускается в отверстие в раскосе и в
поперечине. Свободным «хвостом» шнура нужно обмотать детали крест-накрест и

завязать крепкий узел.

Далее нужно
сделать и прикрепить «правило» — длинную палку, за которую санки волокутся по
земле. Сначала по нее нужно засверлить отверстия, затем приготовить саму палку.
Главное, определиться с правильной ее длиной.

Лучше всего примерять длину палки
«по месту», поэтому волокушу нужно предварительно связать окончательно, прочно
скрепив все детали и поставить на землю. Затем к санкам примеряется палка по
росту человека, который будет их тащить.

Палка не должна быть слишком короткой,
чтобы охотник не шел все время согнувшись на полусогнутых коленях – так быстро

  1. накроет усталость и охота превратится в пытку.
  2. Тягловая
    система

Сначала
нужно провернуть в прямых концах полозьев сквозные отверстия для шнура,
отступив от края полоза 5-7 сантиметров. Через отверстия нужно пропустить шнурок
и привязать к его концам кожаный ружейный погон.

Читайте также:  Игрушка для кошки как сделать своими руками

Потом охотник становится у получившейся «упряжи», перекидывает погон через плечо наискосок и регулирует его длину.

Нужно выверить длину шнура так, чтобы
санки поднялась до середины колена охотника, но при этом оставалась позади так,
чтобы за нее не цеплялись при ходьбе ноги. Потом нужно взять левой рукой будущее

«правило» и отметить его длину.

Далее от
будущего правила отпиливается лишняя часть, рукоять очищается, в ней «по месту»
просверливается два отверстия.

Затем палка привязывается параллельно левому
полозу, продевая шнур в те же отверстия, где скрепляется основная конструкция.

Эти шнуры нужно заранее отрезать с небольшим запасом, чтобы можно было потом перевязать
«правило», разместив его под левой или под правой рукой. Теперь волокуша готова

к испытаниям на местности.

Если все
сделать правильно, такие санки легко выдерживают даже самую тяжелую поклажу.
Охотничий рюкзак можно привязать шнуром, пропустив его через углы каркаса. Так он
не будет сваливаться при ходьбе. В целом по времени изготовление волокуши занимает
не больше часа.

Зато в лесу при длинных переходах такие санки будут незаменимы.
Они перетянут поклажу через поваленные деревья, помогут проходить ямы, одинаково
хорошо скользя как по мху, так и по твёрдому грунту.

Охотники, использующие
волокуши, всегда остаются довольны, что можно насладиться самим процессом

охоты, не отвлекаясь на проблемы с переноской тяжестей по лесу.

Источник: http://survinat.ru/2014/11/izgotovlenie-sanok-dlja-perevozki-gruzov-po-lesu/

Опыт изготовления простейшей лесной волокуши

Как-то у нас на охоте выдался небольшой перерыв и я решил потратить немного времени на осуществление давней задумки – сделать волокушу для перетаскивания груза по лесу.Из инструментов с собой были:1. Небольшой шведский топорик2. Ножик Ahti, довольно остро заточенный

3. Складной нох Victorinox Workchamp, у которого помимо прочих инструментов есть шильце и пилка по дереву.4. Моток 3-мм шнура «паракорда», отличающегося практически полным отсутствием растягиваемости.

Вокруг нашего лагеря располагалась старая вырубка, густо поросшая березнячком. Вот его я и решил использовать для постройки.

1. Изготовление полозьев.

На полозья вырубил две берёзки из тех, что растут «кустом».

У них довольно сильно изогнута нижняя часть ствола, что мне было нужно для получения правильной формы полоза, и их не так жалко рубить – они всё-таки сильно мешают друг другу расти.

Оставшиеся части стволов пошли на изготовление остальных частей конструкции, так что всего мне понадобилось два берёзовых стволика диаметром в комлевой части около 7 см.

Из них были вытесаны два полоза прямоугольного (вытянутого вверх) сечения.

Мне показалось важным придать хвостовой (более толстой и изогнутой) части полозьев закруглённую форму – чтобы при скольжении «пятка» ни за что не цеплялась.Нижние поверхности полозьев я начисто обстрогал ножом, для лучшего скольжения.

2. Изготовление каркаса.

На каркас обтесал топором четыре палки: две покороче (для поперечин) и две подлиннее (для раскосов). Концы этих палок с обеих сторон затесал так, чтобы получились плоские площадки толщиной сантиметра 2 — 2,5.

Теперь приступил к сверлению отверстий под связку. Делал их шильцем складного ножа, вращая его «туда-сюда» с лёгким нажимом и периодически вынимая из отверстия, чтобы удалить образующиеся опилки. Провернул дырку, пока кончик шильца не показался с другой стороны, вставил его туда и продолжил сверлить навстречу. Требуется немного терпения, но в итоге получается вполне приличная дырочка миллиметра 4 в диаметре, что мне и требовалось.В полозьях я сперва просверлил отверстия только под верхнюю поперечину, чтобы отмерить место расположения нижней «по месту».После того, как я привязал на место верхнюю поперечину и два раскоса, конструкция стала приобретать свой облик и можно было разметить места крепления нижней поперечины.Привязывать их нужно туго. Сперва продеваем шнур в отверстие полоза (продеть шнур легче, если сперва оплавить его кончик), потом пропускаем один конец шнура в отверстие в раскосе, потом в поперечине, обматываем свободным концом шнура крест-накрест и завязываем хороший, крепкий узел.

Засверлил отверстия под неё и стал готовить специальную палку — «правило», совершенно необходимую для удобства пользования волокушей (идею такого правила я подсмотрел в сибирских охотничьих нарточках, которые лыжник таскает за собой).Вопрос был в определении правильной длины этого правила. Пришлось примеривать «по месту», поэтому связал волокушу окончательно, привязав нижнюю поперечину и раскосы.

3. Тягловая система.

Прежде всего, провернул в «верхних» (прямых) концах полозьев отверстия под шнур, отступив от конца полоза сантиметров 5. Пропустил через них шнурок и к его концам привязал ружейный погон.

Потом встал внутрь образовавшейся «упряжи», перекинул погон через одно плечо наискосок груди и отрегулировал длину так, чтобы волокушка поднялась выше края сапог и при этом оставалась сзади так далеко, чтобы нога не цеплялась за неё при ходьбе.

Теперь взял в левую руку будущее «правило», и прикинул длину.

Отпилил от будущего правила лишнее, обстрогал начисто будущую рукоять, просверлил «по месту» два отверстия и привязал его параллельно левому полозу в те же отверстия и теми же отрезками шнура, которыми крепится основная конструкция (т.е. эти шнуры надо отрезать с запасом, чтобы потом можно было свободно перевязать «правило» под левую или под правую руку).

Теперь волокуша была полностью готова к испытаниям, что мы с Иришкой и сделали, напихав в рюкзак где-то килограммов 10 тяжестей (включая пару камней). Притянули рюкзак шнуром, пропуская его через углы основного каркаса.В целом на изготовление волокуши ушло чуть больше часа.Волокуша показала себя очень хорошо: она спокойно переползала через поваленные деревья, проходила ямы, хорошо скользила и по мху, и по твёрдому грунту. В общем, оба «тест-пилота» оказались весьма довольны.На обратном пути Иришка выносила на этой волокуше под 15 килограммов груза, осталась очень довольна и утверждает, что можно было бы тянуть и килограммов на 10 побольше, только лямку желательно сделать пошире, чтобы плечу было комфортнее.

  • Поделился Дино.
  • Источник

Источник: https://handf.mirtesen.ru/comments/42288344720/page

Волокуши в условиях зимних экспедиций

?

Category: Народная мудрость гласит: лучше тащить, чем нести. Эта мудрость, как нельзя чётко характеризует зимний варинат транспортировки груза в длительных путешествиях. Сегодня я расскажу о волокушах, системах транспортировки и укладке груза.Как ни странно, но в стране, где значительная часть территории находится в условиях длительного зимнего периода, а традиции зимних экспедиций имеют  давнюю славную историю и множество адептов, фактических отсутствует индустрия зимнего экспедиционного снаряжения. Главным поставщиком  волокуш в нашей стране являются фирмы специализирующиеся на рыболовном снаряжении. Ассортимент рыбацких саней велик, но для длительных экспедиций, он  ограничивается 2-3 типами волокуш и то, потому что выбирать больше не из чего.

Параметры волокуш. Из опыта многодневных зимних экспедиций (до 3 недель) пришёл к выводу,  что оптимальная длина волокуш 150-180 см, ширина 60-70 см., высота 25-35 см. Найти «идеальные волокуши» в нашей стране практически невозможно. Если подходит длина, то по высоте и ширине недобор. Ширина и высота отличные, длина коротковата. Проблема длины решается за счёт увеличения «этажности», что конечно отражается на остойчивости волокуш.

2. Чёрные рыболовные волокуши — короткие, красные волокуши «Арктика» — низкие (постоянно забиваются снегом)

3. Маленькие рыболовные волокуши, отлично подходят для походов выходного дня

4. Волокуши-рюкзак фирмы «Терра». Хороши, но шибко маленькие, всего 70 литров. Конструктивное преимущество — они двухстороние, при перевороте, также легко едут на обратной стороне. Отлично подходят как волокуши для собак.  

5. Большие экспедиционные волокуши. Страна производитель Канада. Производитель неизвестен. Это волокуши для самых экстремальных арктических экспедиций. Длина 220 см.

! При неблагоприятной погоде, мешающей установить палатку, в них можно ночевать. Кроме того в них можно переплывать полыньи и трещины. Но для путешествия по «континенту» эти волокуши всё таки длиноваты.

Чуть покороче и не было бы им цены.

6.

Укладка груза. Зимнее снаряжение минимум в два раза больше и тяжелее летнего. «Рюкзачный» принцип укладки (все вещи в один мешок)  зимой малоэффетивен.

Наиболее оптимальный способ, к которому я пришёл на сегодняшний день, это сортировка вещей и снаряжения по полипропеленовым мешкам (те что из-под сахара).

Весь походный скарб упаковывается, как минимум в 3 мешка: продуктовый, одёжный (вместе со спальником) и мешок со снарягой (котелки, газ, аптека и т.п.). Палатка, коврики увязываются отдельно.

Крепление груза осуществляется при помощи резины — разрезанной на полоски автомобильной камеры с крючками скрученных из электродов на концах. Круглые резинки не используются, они «катаются» по грузу и создают разбалансировку. Также не использую верёвки, которые на морозе проблематично везать и развязывать.

Груз упакованный на волокуши необходимо накрывать: плёнкой, брезентом, тканью или другими материалами во избежания набивания снега в волокуши. В щели между мешками отлично входит термос, который должен находиться «под рукой» без распаковки всего груза.

Поверх груза, в отдельном мешке или пакете под резину засовывается «пуховка»: куртка и штаны-самосбросы, которые надеваются во время привалов. Также как и термос, они должны быть «под рукой».     7.8.9.

«Системы» транспортировки. Если с ассортиментом и поиском волокуш возникают проблемы, то с «разгрузками» для волокуш вообще полный швах. В рунете есть всего одна разгрузка для транспортировки волокуш, которую можно купить на сайте Альпиндустрии, немецкая «Татонка».

Две идеологии таскания груза:1) Лямка надевается через шею и плечи (самодельные системы из стропленты), т.н. верхняя система упряжи. Нагрузка на шейные позвонки 2) Поясная система. Нагрзка соответственно на пояс и живот.Обе системы имеют право на существование, но кажется, поясная система всё-таки лучше.

10. Поясная  упряжь

11. Верхняя  упряжь

Нюансы. Нет ничего более неприятного и утомительного для зимнего путешественника во время транспортировки груза, чем опрокидывание (заваливание) волокуш.

Один или два раза терпимо, но когда опрокидывание происходит постоянно это ничего кроме раздражения не вызывает.

В основном волокуши опрокидываются по двум причинам: неправильная балансировка груза (высокий центр тяжести) и особенности рельефа (торосы, высокие заструги, колея). Преимущество от опрокидывания имеют наиболее длинные волокуши.  

Не знаю кто-как, но я считаю, что в многодневных зимних экспедициях рюкзак, на спине это моветон. Даже небольшой штурмовой рюкзак. Мой зимний «рюкзачный период» длился года три пока от него не отказался.  При движении на лыжах выделяется огромной количество тепла и пота. И больше всего именно на спине. Зимой нет ничего страшнее, чем мокрая одежда. Поэтому от рюкзака необходимо отказываться.    

  • 12. Крайне дискомфортно пробираться с волокушами через кустарниковую зону
  • 13. Чем меньше волокуши, тем чаще  опрокидывание
  • 14. Длина верёвки 2,5-3 метра
  • Александра Толкачёва, автора

Источник: https://basov-chukotka.livejournal.com/129820.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector