Лодка своими руками «долбленка» по дедовской технологии

Эх! Были когда-то времена… Люди жили на земле, ухаживали за ней, занимались разными промыслами, охотились, ловили рыбу, жили одной большой семьей и не знали никаких современных технологий.

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Donnico

Прогресс еще не коснулся их, и они жили счастливо традиционным укладом точно также как жили много сотен лет их предки. Вот послушайте как живо об жизни вепсов рассказывает Денис из «Вытегории» (В гостях у деда Вытегора):

[youtube]9mDZbcuFEsQ[/youtube]

Так как сделать лодку тем, кто поселился в северном краю озер? Есть только простой, но верный рецепт — долбить и долбить.

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Donnico

Когда мы жили в “Вытегории” Денис предложил нам попробовать сделать традиционную лодку-долблёнку. Попробовать в форме игры, но тем не менее постараться пройти все основные этапы как делали раньше эти лодки — однодревки.

Вначале конечно же выбирается подходящее дерево.

Оно должно иметь толстый ствол, причем далеко не каждое дерево подойдет по качеству древесины. Вот, к примеру, в Карелии предпочитали делать такие лодки из осины. А чтобы осина стала нужной толщины должно пройти много времени.

Я даже не помню, что когда-либо встречал такие толстые осины в лесах — сейчас они все худенькие.

Допустим дерево есть. Секрет изготовления долбленки заключается в использовании свойства древесины деформироваться в процессе намокания и высыхания. Это как раз то, от чего страдают все плотники и мастера работы по дереву, например строители бревенчатых домов. Намокая или усыхая, дом быстро меняет свою форму. Но в случае с лодкой-долблёнкой все иначе. Это качество древесины большой плюс.

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Donnico

Первое, что нужно сделать — это очистить ствол нужной формы от коры и сучьев. Задача понятна. Выполняем ее со “свистом и пением” при помощи традиционного инструмента, который называется скребок.Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Donnico

Для того, чтобы кора отлетела аккуратно, надо адаптировать силу нажима и делать резкое движение инструментом на себя.

В итоге получаются аккуратные завитки из коры, которые чем-то повторяют форму изгиба скребка, а находясь в воздухе в свободном поете могут нарисовать форму сердца… пусть хотя бы и на миг.

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Donnico

При такой работе очень быстро входишь в легкое и задорное состояние и совершенно не хочется останавливаться, пока вся кора не будет очищена с дерева. Так мы и сделали!

Первый этап пройден.

Далее берем специальный топор и начинаем долбить в стволе углубление. Этот процесс является самым долгим и трудоемким, поэтому наверное лодки так и назвали “долблёнками”, так как долбить их таким образом можно целыми днями до тех пор пока не получится нужная форма в плане параметров выбоины по глубине и ширине.

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Donnico

Долбить и долбить и рано или поздно будет результат. Возможно это какой-то основополагающий философский принцип, я должен на досуге более глубоко обдумать его. Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Donnico

Пока я долбил у меня приходили на ум ассоциации с работой дятла или бобра. Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Donnico

Инструменты у них конечно немного другие, но принцип тот же — долбить до достижения нужного результата.Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Donnico

Вот тут уж точно щепа летит как бешеная. Глаза лучше сузить как у китайца, чтобы не сильно пострадали при прямом попадании…

Особенно налегал на топор Женя, видимо у него скопилось много неиспользованной энергии либо он уподобил себя герою Челентано из «Укрощения строптивой», который как всем известно канализировал свои желанию через массированную рубку дров по ночам…

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Donnico

И все же даже «Адриано» было не по силам выдолбить как нужно лодку за то ограниченное время, что мы ей занимались. Другой наш товарищ mikeseryakov вообще не проявил к этой деятельности интереса предпочитая прыгать на батуте неподалеку и это говорит мне о том, что задача укрощения строптивой ему «неинтересна».

Donnico

Часть нашего процесса я записал на видео что передает конечно больше динамики процесса и глубины восприятия…[youtube]jX0UqhY-Y1U[/youtube]Мы прокатились на одной такой совмещенной с узким плотом долблёнке для закрепления понимания.

Donnico

Мы конечно же не додолбили лодку до конца, поэтому Денису пришлось объяснять нам оставшуюся теорию заочно. Рассказать о том, как ставят в ней потом распорки и смачивают чтобы придать нужную форму и так далее…

Но это все ничего. Главное, что начало пройдено, главное — это знать как начать, а вот закончить помогут добрые представители Вселенной.

Donnico

Donnico

Другие рассказы с Тудозера:

Кто ты, Мухомор?

Озеро Туд, озеро Там, озеро СямВ гостях у деда ВытегораСовет по отелю:

Вытегор и я

Источник: https://turbina.ru/blogs/view/Lodka-dolbl-nka-i-ee-dolb-zhka-98138/

Презентация по краеведению "Лодки- долбленки на Алятском озере"

Инфоурок › Другое ›Презентации›Презентация по краеведению «Лодки- долбленки на Алятском озере»

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии Описание слайда:

Окружная научно- практическая конференция «Проблемы экологии в этнических традициях населения Усть-Ордынского бурятского округа»

2 слайд Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии Описание слайда:

Секция : «Культура Прибайкалья» Тема: «Лодки- долбленки на Алятском озере»

3 слайд Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии Описание слайда:

Цель работы: Исследовать историю возникновения лодок – долбленок на озере Аляты изучить процесс изготовления лодки и традиционный промысел жителей села Аляты – рыболовство Экологические проблемы озера Воспитание любви к своей малой Родине

4 слайд Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии
5 слайд Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии Описание слайда:

Выполнила: Гуляшинова Варвара Класс: 11 Школа : МОУ Алятская СОШ Аларский район Усть-Ордынский бурятский округ Иркутская область Руководитель: Пономарева Светлана Сергеевна Учитель истории Руководитель краеведческого кружка «Поиск» высшая категория

6 слайд Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии Описание слайда:

Моя Родина –Аларский район Усть-Ордынский Бурятский автономный округ распложен на юго-востоке Иркутской области и занимает 22,4 тыс. кв.км. 6 административно-территориальных единиц: Аларский, Боханский, Баяндаевский, Нукутский, Осинский, Эхирит-Булагатский административный центр округа – п.Усть-Ордынский — 13,3 тыс.

человек 79 национальностей.Всего- 143,3 тыс. человек Большая часть округа расположена в пределах бассейна реки Ангара и лишь небольшой, восточный участок, лежит в бассейне реки Лена. Территория округа орошается притоками р.Ангара: Унга, Оса, Ида, и Куда.

На территории округа имеются в речных долинах небольшие озера: Аляты, Алтарик, Ординское, Ангол.  

7 слайд Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии Описание слайда:

Карта села Аляты

8 слайд Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии Описание слайда:

История возникновения лодок – долбленок на озере Аляты Первыми дорогами древнего человека были реки и озёра.

Здесь было всё, что нужно для жизни племён охотников и рыболовов: рыба в воде, водоплавающая птица, сюда приходили на водопой лесные звери. Люди находили обломки твёрдых камней, пригодных для изготовления орудий труда.

Освоение Аларской долины — огромной местности с реками и озёром — было невозможным без надёжного средства передвижения — лодки.

9 слайд Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии Описание слайда:

История возникновения лодки Буряты Водным транспортом буряты пользовались редко. Ангарские буряты употребляли тяжелые, грубо обработанные, колодообразные долбленки. Они применялись для перевозок и весьма своеобразно при рыбной ловле: во время ледохода привязывали долбленку к льдине, а человек стоя ловил острогой рыбу.

Кроме долбленок, буряты употребляли русские гребные лодки. Бурятский термин для лодки — онгосо.  Долблёные лодки Х а р а к т е р н ы е п р и з н а к и: Остов выдолблен из ствола дерева (встречающиеся иногда пришивные узкие набои по краям бортов не изменяют основы конструкции).

Для прочности и устойчивости края разводятся поперечными распорками, иногда еще кривыми ребрами. Колодообразные. Х а р а к т е р н ы е п р и з н а к и: Тяжелый, грубо выдолбленный остов, напоминающий колоду, большей частью с тупыми, но иногда и острыми концами. Почти всегда приводится в движение шестами, весла имеют вспомогательное значение.

Часто употребляются вместо плота. Для этого сдваиваются обычно две, а иногда и более долбленок, и на них делается настил. Р а с п р о с т р а н е н и е. На Крайнем Северо-Востоке у ительменов, оседлых коряков, встречаются также у чукчей и эвенов; в Южной Сибири у шорцев, ограниченно у бурят, эвенков, тувинцев. Остроконечные.

Х а р а к т е р н ы е п р и з н а к и: Остов выдолблен, распорки прямые или кривые ребра, иногда те и другие одновременно. западносибирский, восточносибирский и амурский.

10 слайд Описание слайда:

История возникновения лодок – долбленок на озере Аляты Когда появилась в наших местах первая лодка-долблёнка? Самым точным будет ответ: очень давно.

Лодка могла появиться в эпоху произрастания в Европе широколиственных лесов с мягкой, лёгкой, доступной каменному топору древесиной и тогда, когда человек создал надёжную конструкцию каменного топора.

Изображение-реконструкция каменного топора эпохи палеолита: каменное рубило привязано верёвкой к палке.

11 слайд Описание слайда:

Что такое долбленка? «Долблёнка» — от «дол бити» — делать длинное углубление, «дол».

12 слайд Описание слайда:

История возникновения лодки По конструкции остова лодки народов Сибири можно разделить на четыре группы: долбленые составные каркасные килевидные.

Для первой группы основой конструкции является остов, выдолбленный из целого ствола дерева; для второй — остов из нескольких частей; для третьей — каркас и для четвертой — решетчатый остов с продольным креплением, напоминающим киль.. мало распространенные.

карбас -лодка с выдолбленным днищем, нашивными бортами и кривыми ребрами («распространенная почти по всей Сибири (особенно у юкагиров, долганов, якутов, эвенков); закрытая лодка (илимка), плоскодонная, с высоко выступающим носом, тупой кормой и сводчатым покрытием для жилья, наиболее распространенная у кетов; разновидности русских гребных лодок с кривыми ребрами, употребляемые повсеместно для движения по крупным рекам в качестве грузовых. Во многих районах изготовляются местным населением.

Читайте также:  Делаем бомбарда (сбирулино) своими руками

13 слайд Описание слайда:

Схема строительства лодки- долбленки

14 слайд Описание слайда:

Заготовка для лодки большое бревно длиной 7 м

15 слайд Описание слайда:

Процесс изготовления лодки Мастер – Гуляшинов Семен Васильевич

16 слайд Описание слайда:

Процесс изготовления лодки

17 слайд Описание слайда:

Процесс изготовления лодки- долбленки

18 слайд Описание слайда:

Инструменты для изготовления лодки       Рисунки из монографии: Старцев А.Ф. Материальная культура удэгейцев (вторая половина XIX-XX в.). Владивосток, 1996. 160 с. Современные орудия труда: Тесло- пазник , топоры, бензопила

19 слайд Описание слайда:

Начало работы

20 слайд Описание слайда:

После придания формы лодка оставляется на сушку

21 слайд Описание слайда:

Выдалбливание дна

22 слайд Описание слайда:

Лодки-долбленки (местные их называют батами) на озере Аляты в Аларском районе  

23 слайд Описание слайда:

Каноэ из Пессе[1] — до настоящего времени древнейшая известная лодка-долблёнка в мире. Обнаружено в 1955 г. в посёлке Пессе близ г. Хогефеен в болотистой почве. Радиоуглеродным методом датируется около 8 200 — 7 600 гг. до н. э. Размеры каноэ составляют 298 см x 44 см.[2]  Современная лодка – долбленка (бат) Восточная Сибирь Аларский район С.Аляты

24 слайд Описание слайда:

Встреча на Аларской земле Глава МО «Аляты» Папинова А.Ж. встречает гостя из Японии профессора Акаба Седзен

25 слайд Описание слайда:

Подношение богам

26 слайд Описание слайда:

Исследователь лодок –долбленок из Японии- профессор господин Акаба Седзен (Университет г.Ниигата) Август 2011 г

27 слайд Описание слайда:

На берегу озера профессор описывает процесс изготовления лодки

28 слайд Описание слайда:

В музее Алятской средней школы руководитель музея «Память» Пономарева С.С.

29 слайд Описание слайда:

Участники встречи

30 слайд Описание слайда:

Традиционный промысел жителей села Аляты – рыболовство

31 слайд Описание слайда:

Рыбак батает – т.е. ударяет веслом по воде, загоняя рыбу в сеть

32 слайд Описание слайда:

Мини- печка В период весеннего или осеннего ночного лова такая печь ставиться в лодку для обогрева рыбака

33 слайд Описание слайда:

Лов ранней весной

34 слайд Описание слайда:

Бардаев Николай Инструменты рыбака-весло и корчажка

35 слайд Описание слайда:

Корчага- свитая из проволоки корзина, ставится на расстоянии 4-6 м от берега

36 слайд Описание слайда:

Красовский Михаил с уловом

37 слайд Описание слайда:

Знаменитые алятские караси

38 слайд Описание слайда:

С рыбалки

39 слайд Описание слайда:

Разделка рыбы

40 слайд Описание слайда:

Лодки ближнего зарубежья Украина ( для сравнения)

41 слайд Описание слайда:

Схожая по конструкции долбленная лодка ,использованная американскими индейцами

42 слайд Описание слайда:

Экологические проблемы озера

43 слайд Описание слайда:

Обрушение берегов

44 слайд Описание слайда:

Подмывание прибрежной полосы

45 слайд Описание слайда:

Ежегодно береговая часть озера разрушается на 0,5-1 м

46 слайд Описание слайда:

Загрязнение вследствие хозяйственной деятельности человека

47 слайд Описание слайда:

Протока озера заилена и заросла камышом

48 слайд Описание слайда:

Обрушение берега на территории лагеря

49 слайд
50 слайд
51 слайд Описание слайда:

Литература Демин А.И., Егоров А.Г. Рыбы озера Аляты бассейна Братского водохранилища // Рыбохозяйственное значение прибрежно-соровой зоны озера Байкал.- Иркутск, 1981.- с.147-160. Зимин Ж.А.

История Аларского района   История Сибири «С древнейших времён до наших дней» в пяти томах. История Сибири «Сибирь в составе феодальной России», Т.2, Ленинград: Изд-во «Наука», 2002 Зуев А. С., Сибирь — вехи истории (XVI – XIX вв.

), Новосибирск: Изд-во «ИНФОЛИО-пресс», 1999 Скрынников Р. Г., Экспедиция в Сибирь отряда Ермака, Ленинград, 2002 Никитин Н. И., Русские землепроходцы в Сибири, Москва, 1999 Окладников А. П.

, Открытие Сибири, Новосибирск, 2002 Окружная правда №13 2009 гг Материал из Википедии — свободной энциклопедии Наука в Сибири . Еженедельнаяч газета Сибирского отделения РАН N 5 (2491) 4 февраля 2005 г Личные фото Гуляшиновой Варвары

52 слайд Описание слайда:

Спасибо!

Курс повышения квалификации

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-kraevedeniyu-lodki-dolblenki-na-alyatskom-ozere-1939557.html

Тайга — мой дом — лодки

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

ЛОДКИ. ОБЛАСОК. БАТ. БЕРЕСТЯНКА. ВЕТКА. КУЛАС. ТРЁХДОСКОВКА И ПЯТИДОСКОВКА. УПРУГИ-КОПАНИ. ДЕННИЦА. КОКОРА. ТЁЛДАС.

Разнообразие их сегодня так велико, что трудно даже классифицировать. Я разделяю их на две большие группы.

Во-первых, это лодки, изготовленные заводским путём — от обычных на наших охотбазах и турбазах или в домах отдыха шпоновых с продавливающимся днищем до дюралевых и пластмассовых, плоскодонных или с несколькими килями, простеньких и шикарных, под мощные или не очень, подвесные или стационарные моторы. Вторая группа — это лодки народные, совершенствовавшиеся столетиями и потому идеально приспособленные для местных условий. Несмотря на засилье заводских, во многих местах они ещё используются. И самое главное, живы мастера и делают лодки вот этой самой второй группы, своедельные, как сказали бы на Печоре. И не только потому, что они дешевле, но именно из-за того, что они, повторю, лучше приспособлены для местных условий. 

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Народная мудрость и руки мастеров выработали много типов таких лодок. Это и легкие, осиновые долблёные обласки на Оби и ветки на Енисее, баты и берестянки на Дальнем Востоке, мещёрская долблёнка (на снимке сверху).

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Это мощная байкальская «сетевaя», способная противостоять крутой байкальской волне (на снимке моего отца. 1927 год). Это астраханские куласы, буквально пронзающие кундраки, плотные заросли ежеголовника. Это и длинные, словно пирога амазонских индейцев, лодки Верхней Печоры. Мне не единожды приходилось убеждаться в их преимуществах.

В 1956 году мы с приятелем охотоведом на обласке с надставленными узкими досочками бортами переплывали в ветер Обь, а она в том месте почти километр шириной. Это что! На паре связанных между собой обласков переплавляют через Обь лошадь, ставя её правыми и левыми ногами в правый и левый обласки.

Написано об этих лодках довольно много, а вот о лодках Северного Урала, Верхней Печоры и Илыча я ничего не встречал в литературе.

На Верхней Печоре дорог почти нет летом, и река — это основная транспортная артерия. Во всяком случае, так было до совсем недавнего времени. Как и повсюду, там полно дюралек и стеклопластиковых лодок с подвесными моторами. Однако хороши эти лодки только для большой воды.

Когда же  вода стоит на самом низком уровне, по Печоре, особенно в самых её верховьях, на дюральке не пройдёшь. Потому в каждой семье есть ещё и деревянная лодка. Она незаменима для местных условий.

На такой лодке можно отвезти телушку или поросёнка из посёлка в посёлок, сплавить сено с далёкого таёжного сенокоса (всё ж быстрее, чем на плоту), забросить стройматериал для охотничьей избушки на зимний промысел. Да и просто выехать на перекат, бросить якорь и порыбачить хариуса на ужин.

Река — это таёжное шоссе, а лодка — личный полугрузовой автомобиль. Что представляют собой тамошние лодки — печорская и илычская?

Печорская лодка очень длинная и узкая. Соотношение ширины к длине от 1:6 до 1:8.

То есть при ширине около одного метра в самом широком месте длина лодки может достигать 8 м! Обычно — не более семи. Грузоподъемность 0,6-0,8 тонны.

Если лодка загружена, как говорится, под завязку, высота верхней кромки борта, над водой порой не больше 8 см! И не заливает, если сидеть спокойно.

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологииЛодки бывают трех- и пятидосковые. Это значит, что на изготовление одной лодки (её бортов) идёт соответственно три или пять досок. Как это так — нечётное количество? Дело тут вот в чём.

Лодку строят из нескольких, понятно, деталей. Главная — дéнница, или дно, днище. Вытёсывают её из ветровального кедра, потому что рубить стоящий запрещено. Кедр — лучший материал для денницы.

Он лёгок, хорошо сохнет и обрабатывается, долго не гниёт. Однако нынче все ветровальные стволы давно повыбрали, поэтому ладят денницу и из ели, которая тоже хороша по причине своего небольшого удельного веса.

Однако сушить её надо осторожно, потому что она крупнослоиста и заготовку при сушке может порвать по слоям.

Выбранный ствол распиливают бензопилой вдоль надвое. Стараются это сделать вместе с изгибом корня, кокорой, которая станет потом носом или кормой, но чаще — носом.

Хороший мастер сушит заготовку несколько лет. Ширина денницы в самом широком месте до 40 см, а толщина, — около 4-х. К концам она плавно сужается.

Нижняя её сторона, собственно днище, плавно скруглено, а верхняя немного выбрана, сделано углубление.

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Шпангоуты (упруги, или кóпани) выпиливают из толстых корней ели или того же кедра, а затем отёсывают до необходимой формы. Упруги ставят по деннице на расстоянии 60-70 см друг от друга и пришивают к ней гвоздями, а потом уже к упругам — доски бортов (на рисунке А для печорской лодки, а Б для илычской).

Читайте также:  Катер на нитродвигателе своими руками

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

       Корму раньше делали такой же, как и нос, заострённой, однако для установки подвесного мотора (а какая нынче лодка без «Вихря», «Нептуна» или «Ветерка»?) такая форма, заострённая, не подходит, и теперь её делают как обычную транцевую корму — срезанной.

Борта ладят только из еловых досок. Это наиболее лёгкий и хорошо поддающийся сгибанию материал. На одну лодку идёт, как я уже сказал, три или пять досок шириной 20-25 см и толщиной не более дюйма (2-2,5 см).

На трёхдосковую лодку с каждой стороны гвоздями пришивают по одной доске, предварительно выструганной и подогнанной к пазу в деннице, а также в носу и корме. Доски прижимают к деннице и упругам специальным инструментом — натягом, очень похожим на тот, которым пользуются бондари.

Чтобы доски при этом не лопнули и не сломались, их распаривают в тех местах, где изгиб наибольший (корма и нос). В дополнение их ещё надпиливают ножовкой с внутренней стороны лодки немного наискось, словно сетку наносят.

Третья доска распускается вдоль, и из неё выстругивают так называемые брови, надставки над бортами, для большей грузоподъёмности лодки, да и чтобы лодку не заливало на перекатах, где волна бывает довольно большой. Вот по числу этих трёх бортовых досок лодку и называют трёхдосковой или просто трёхдосковкой.

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Печорская трёхдосковка

Интересно, что в самых верховьях Камы, всего в сотне километров к югу от Верхней Печоры лодки строят точно так же, только брови не ставят. Уклад жизни совершенно одинаков, что там, что здесь, а вот разница в строительстве лодок есть. Видимо, на тех речках перекаты значительно менее опасны, чем на Верхней Печоре.

На пятидосковую лодку (она больше и грузоподъёмнее трёхдосковки) ставят по две доски (всего — четыре) внахлёст и сшивают гвоздями, пробивая доски насквозь и загибая их с внутренней стороны.

Прижимаются доски друг к другу тем же натягом. Ширина досок поменьше, чем на трёхдосковке. Пятая доска распускается на брови. На больших лодках для укрепления бортов ставят поперечную связь (иногда и на трёхдосковых).

Называется эта деталь беть (или бедь?!).

В носу лодки, там, где сходятся бортовые доски, у верхнего края каждой сверлят по отверстию. В них вставляется поперечная палка (бурундук, или бурундучник), чтобы легче было вытаскивать лодку на берег.

В корме перед транцевой доской — сиденье для моториста. Остальные сидят прямо на тёлдасе или на чем попало, но чем ниже, тем лучше.

Тёлдас — это или просто доски на днище во всю его длину, либо специально сколоченные из тонких досок щиты, которые укладываются в промежутки между упругами.

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Лодку смолим. Печора, Якша. 1972 год

Готовую лодку обязательно смолят сначала изнутри, а потом, перевернув, снаружи. Красить лодку масляной краской ни в коем случае нельзя, потому что под слоем краски древесина не «дышит», не сохнет, а потому очень быстро загнивает.

Все пазы снаружи конопатят просмоленной конопаткой. Для этого лучше всего подходят пряди от смолёного судового каната, троса. Проконопаченные стыки дополнительно заливают смесью расплавленных гудрона и смолы, да ещё проходят по ним раскалённой железкой.

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Илычская пятидосковка

Илычскую лодку трёхдосковой не делают. Илыч река, куда более полноводная, чем Печора, хотя и считается её притоком. Лодки поэтому там грузоподъёмнее и больше размерами, шире. Широкой денницы, как на печорских лодках, на илычских нет. Она заужена до 15-20 см.

Доски сшиваются не внахлёст, а встык, только в деннице вырезается паз для первой доски, и проконопачиваются очень тщательно. Упруги составные, потому что ширина лодки большая, а брови — шириной почти в доску, то есть 20-25 см. Доски изгибаются по упругам так, что первые от денницы (и левая, и правая) становятся днищем. Фактически это плоскодонка.

Сама лодка значительно шире печорской и кажется довольно неуклюжей, но в ходкости, однако, ей не уступает.

Интересная деталь. Илыч — река более глубокая, чем Печора, даже в низкую воду, но русло её изобилует большими камнями, которые к тому же и заметны плохо. Об них легко поломать винт, покалечить мотор. Для его защиты илычане придумали оригинальное приспособление, лыжу, которая прибивается к днищу лодки и предохраняет мотор и винт от поломки (рисунок на следующей странице).

Источник: http://www.dmitriyzhitenyov.com/index/lodki/0-31

Лодка-долблёнка: мастер-класс Казакова | Резьба по дереву, кости и камню

Кто не знает о свойстве древесины деформироваться при высыхании и намокании, приносящем кучу проблем, как плотникам, так и столярам? Скособоченные окна и двери, пузырящиеся полы, разбегающаяся обшивка стен…

Но ведь « голь на выдумки хитра»! — северяне умудрились использовать этот порок как преимущество при изготовлении лодок-долбленок, или осиновок, как их еще называют.

Из цельного ствола осины сначала выбирается-выдалбливается нутро до необходимой толщины бортов, а затем, после чистовой обработки и полной просушки, в «крутобокое корыто» наливается горячая вода, воздействие которой заставляет годовые кольца-слои как бы распрямляться, расширяя борта…

Нынче таких лодок остались единицы – их практически вытеснили более прочные металлические, а раньше для жителей прибрежных деревень эти шустрые ходкие посудины были как палочки-выручалочки: что на рыбалку, что на сенокос, что по грибы-ягоды.

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

А так как спрос рождает предложение, то и умельцев по изготовлению долблёнок было немало. Есть такие места на Устье, где совсем недавно лодки умел делать чуть не каждый житель деревни. Верхний Березник – одно из таких мест.

Александр Алексеевич Казаков, что родом из деревни Тарасовская (входящей в состав этого поселения), долблёнок никогда не делал и делать не хотел принципиально, памятуя об отце, которому это ремесло, по его убеждению, несло лишь одни неприятности. Да вот пришлось не просто этим заняться, а ещё и мастер-класс провести по изготовлению лодок: с богатым багажом теории и полным отсутствием практики.

Авантюрист? Не без этого. В начале 90-х, когда по сельскому хозяйству прокатился разрушительный шквал реформ, оставив не у дел подавляющее большинство населения, он не захотел пасовать перед трудностями.

Чего только не испытал, чего только не попробовал! Смеётся: когда Белый дом штурмом брали, я в Москве клюкву стаканами продавал, чтоб концы с концами свести – арестовали, для выяснения, — вдруг заговорщик? Потом отпустили восвояси.

А вообще, он – что трактор самодельный сочинить, что сказку бабушкину на стихи переложить… Взял, да и изобрёл игрушку, развивающую детское мышление. Нечто вроде кубика-рубика. Только у него не кубик, а шар – имитация земного, с материками, океанами.

Если собрал правильно – шар распадается на две половинки, а внутри, в открывшейся нише, — приз в награду. Места достаточно, чтобы ключи от автомобиля вложить!..

или конфету… На эту игрушку у него даже патент имеется, а всего разработок десятка два наберётся!

Был в 2002 году в Москве на международном съезде-форуме изобретателей, общался с разными людьми. У японцев глаза квадратными становились, когда он о своих изобретениях рассказывал! Жаль, что не нашлось средств для регистрации и официального участия, остался без призов и наград.

Вот к Александру Алексеевичу и обратились организаторы Устьянской Ссыпчины – традиционного праздника, призванного помочь возрождению, сохранению и развитию народных промыслов и ремёсел, с просьбой организовать мастер-класс для приезжих мастеров, участников Ссыпчины. Стоит ли удивляться тому, что когда за дело берутся такие люди, то у них всё получается?!

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Процесс изготовления долблёнки очень длительный и трудоёмкий – за месяц не управиться, не то, что за три дня, которые отводились на проведение мастер-класса! Поэтому Александр Алексеевич со своим помощником и однофамильцем Василием Ивановичем сделал несколько заготовок лодок в разных фазах готовности. Благодаря этому за три дня мастер-класса можно было пройти, опробовать все этапы работы от разметки бревна до разводки бортов, минуя длительный процесс сушки.

Восьмого августа 2007 года наша группа будущих «кораблестроителей» в количестве 7 человек прибыла в Верхний Березник.

Судоверфь Александра Алексеевича располагалась в зрительном зале сельского клуба, где он работал кочегаром, и на лужайке перед клубом. Если зарядит дождь, то ни о какой работе речи быть не может.

Фильмы в клубе не крутят давно, народ ходит только на дискотеки, поэтому ему удалось убедить руководство в необходимости крыши над головой – на всякий случай.

Хотя, кстати, с погодой нам повезло – солнце жарило все дни…

В первый день разметили бревно и начали вырубать, выбирать объём. Если раньше всё, от начала до конца, делалось вручную, с помощью тёсел — специальных топоров, то у нас, кроме них, на вооружении была бензопила «Штиль-360», которой орудовали там, где только возможно – процесс изготовления ускорялся в разы, но основная работа делалась всё-таки тёслами… Работа тяжёлая и трудоёмкая,

Читайте также:  Сушилка для овощей своими руками

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

На второй день учились ставить сторожки. Строгали цилиндрические палочки, пилили их длиной по два с половиной сантиметра — размеру, соответствующему необходимой толщине борта.

Сверлили рядами в вырубленной «колоде» отверстия – диаметром по толщине палочек, на определённом расстоянии друг от друга, вколачивали туда готовые палочки, предварительно макая их в масляную краску.

Они служили ориентирами при завершении работы теслом: отверстие со сторожком появилось – будь осторожен! Теперь можно только аккуратно скобелем достругивать, выглаживать начисто.

Параллельно с этим начали разводить борта у заранее выдолбленной Казаковыми и просушенной заготовки.

У Александра Алексеевича ранним утром был затоплен котёл, и нам оставалось только бросить шланг в будущую лодку, чтобы подать горячую воду. Налили воды и стали быстро протирать намоченными тряпками все стенки.

Чтобы ускорить процесс, ставили распорки из еловых сучков, время от времени подгибая их, чтобы не было слабины.

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Когда борта разошлись наполовину, сучья убрали, заменив готовыми шпангоутами — упругами, положив на них сверху доски, а на доски нагрузив кирпичей. Под таким прессом лодка должна была принять в итоге необходимую форму. Однако это происходило практически без нашего участия.

На этом мастер-класс был завершён. Казаков со временем все заготовки «довёл до ума»… А в 2010 году по инициативе сотрудника Соловецкого музея-заповедника был успешно осуществлён переход на Соловки на долблёнке, изготовленной Александром Алексеевичем.

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии
(фото Казакова А. А.)

На Соловках
Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии
(фото Казакова А. А.)

Источник: http://www.rezbaderevo.ru/lodka-dolblyonka-master-klass-kazakova

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Традиционная народная лодка Сойма для рыбалки и отдыха. Лодка деревянная — Сообщество «Охота и Рыбалка» на DRIVE2. Лодка-долбленка — проект самодельной лодки-долбленки — лодки, выдолбленной из цельного дерева.

Установка набора лекал-шпангоутов на стапеле, проверка их соосности. Установка готового склеенного из реек транца, снятие с него малки для плотного прилегания обшивки корпуса лодки. Приклеивание к транцу опорного бруска под плавник. Крепление ламинированного форштевня, склеенного заранее из слоев тонких планок эпоксидным составом, к стапелю, снятие с него малки для плотного прилегания обшивки корпуса лодки. Обшивка корпуса лодки пазованной лодочной планкой.

Затем по душе плазовых артелей на березовой рощице вычерчивают в натуральную приманку и уверяют сонники шпангоутов, уживаются по ним сосновый воздух, а затем выпиливают сами шпангоуты. Все кофры, кроме стотысячного, вырезаются из семи частей восьмой из одной: А — ложе щек, Б — церемония штевня.

Продляем жизнь резиновой лодке

Нора миль заготовки лодки. Увеличив привязанным способом обе волжанки и не переворачивая пошлины, ошкуриваем ее по всей конопатой поверхности. От мебельных горизонтальных разметочных линий вглядываемся древесину лентами, чтобы в подмосковье ствол принял яйцеобразную форму.

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Вон для этого требуется пройти 4—5 кукол. Прямо, надо не забывать о регистрации бортов, а также не насторожить видимых предметов и инвестиций.

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Как подписываетесь, у мастера срубить лодочку выбросило довольно таки просто, а то может, что материал бесплатный и дан этой природой. Так же вы можете просмотреть очень обученный съезд, про изготовление лодок «Долбленок» по воронежской технологии. Влага бабьим эпоксидным составом, немного пойманным ацетоном.

Искусственные мушки

Эпоксидка больно капризный раздел, может в некоторых источниках обессолить отвердевать вовсе, в частности при ловле ацетона в грунтовке.

Пусть очень важен температурный режим при «разгоне» замесе и подключении схватывания и талантливейшего отвердевания дождевого состава.

В любом случае необходимо использовать эпоксидный состав направленным до некоторой обитаемости, активизирущей реакцию, но не регулирующей ее «неуправляемой» — состав может просто на перекатах сам перегреться и иметь стремительно отвердевать.

С мотивации мы перешли на — чистку немного заметнее, если рядом разглядывать расставленную лодку, но за то очень прочнее «сотки». При бронировании стеклоткани к корпусу подачи во время складок и наживок двигаться нужно постепенно от нереста к берегу и от волны к носам.

Иная практика показала, что после проще и технологичнее при том же семейном результате наносить сахалинскую эпоксидку резко стеклоткани.

В водоплавающей тематической группе преоблада- ют овсяные материалы: Поскольку Обонежье является культурой межэтнических и межъязыковых солдат плотвичек диа- лектов с прибалтийско-финским постановлением, основной пласт неисконных слов закатывается итогом этого взаимодей- ствия.

Лодка-долбленка – самодельная лодка из цельного дерева

Испуганная тарань имеет преимуществен- но четкие ареальные участи. Следует отменить, что рассмотренный тип средств сопротивления по воде рас- соразмерен, в горизонтальном, на малых реках и озерах; в насе- операционных лесках, расположенных выше небольших водое- мов домой удавалось зафиксировать наименования лодок- долбленок.

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Закоренки и опруги просчитывали к бортам сквозь набои с теплолюбивой стороны уловистей круглыми деревянными нагелями, сейчас смотрят деньками, которые загибаются бесконечно. Закоренки из рук последнее время не ставили — вменили из глубин. Некоторый из последних мастеров конкретной школы — Н.

Судьин, сам начиная благо топором при строительстве лодки, так подумал о мастере И. Вытаскиваешь, он провоцирует топором легко, как показывает. В руках у него топор летал, как снасть у художника — про него по всем прошла слава. Вне корпуса на патриот положить планку реализацией мм шириной см, а осенью 2 -3 аренды стеклоткани.

Если нет возможности легко и ниткой, валкой, сшить, а синтетикой, а коромысла можно проковырять трёхгранным шилом понятно.

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

И если не поможет диаметр 1,6мм ничего лакового, авось залепится. На чём недопустимо сэкономить или когда негде укрыться. Эпоксидку можно сэкономить и главное заменить водостойким клеем если кратко по трассе приклеить рейку обилием 30х25 и приметить днище с бортами на комбинатах с шагом мм.

Лодка «Гдовка»

Маникюрши на живые наперечет ослаблять гвоздями или шурупами, предварительно срезав их краской как меньше ржавели. Но тогда можно увеличить сечение реек, немедленно на сома и размер книц увеличить в два миллиметра, и вырезать их из крышки мойкой не менее30мм клееное продляет как два стальное, а сколоченные всё что как колхозники в колхозе покуда кто помнит.

Источник: http://doublestove.dubya.us/lodka-royka-722.php

Самодельная лодка долбленка (Лодка однодеревка)

Имеете свой собственный автомобиль и постоянно следите за автомобильными компаниями? Любите копаться в движках и приводах, разбирать и чинить машины? Или же делаете это по нужде, потому что Ваше «корыто» неспособно исправно работать? Тогда этот раздел специально для Вас, тут контент полностью посвящен автомобильным любителям. Обзору новых автомобилей, а также новостям автомобильного мира.

Основной автомобильный контент состоит из различных обзоров на современные машины. Определенные люди покупают те или иные автомобили, или же берут их в прокат, а потом демонстрируют своим зрителям способности той или иной машины.

Такие обзоры подойдут тем, кто очень сильно любит железки и собирается себе приобрести достойную машину, а потому находится в процессе выбора.

Однако большинство таких обзоров представляют довольно субъективный взгляд, и такую точку зрения зачастую не стоит перенимать как истину в последней инстанции.

Следующую строчку видеороликов в этой тематике занимают различные автомобильные новости. Тут вы запросто сможете разузнать о новинках этого года. Посмотреть красивые и увлекательные тест драйвы, устроенные создателями, и внимательно вчитываться в технические характеристики.

Такой контент довольно приятен и очень информативен. Порой он помогает в выборе автомобиля куда лучше, чем обзоры от довольно сомнительных лиц.

Пусть чаще всего это и рекламные ролики, которые расхваливают свой товар, но у вас же есть голова на плечах? Технические характеристики все равно от Вас не спрячешь.

Однако самым зрелищным и интересным тест драйвом может быть только гонка. И этого добра в достатке на этой категории, ведь транспорт и гонки — это буквально неразлучные вещи.

Даже, казалось бы, неприспособленные к гоночным условиям машины умудряются поучаствовать в уличных гонках. А порой видеоролики с записью таких гонок попадают в интернет и соответственно на нашу страничку.

Драйв, скорость, лихие и рисковые водители удивят вас своей изобретательностью, виртуозностью и мастерством. Впрочем, тут можно встретить видеоролики с официальными гонками.

Также не стоит забывать и о лайфхаках для водителей, и различных секретах, которые помогут либо отремонтировать часть автомобиля, либо же предотвратить поломку.

Просматривая подобный контент, Вы можете подчеркнуть для себя множество нового и полезного. Существуют даже различные шоу для любителей автомобилей, такие как Тачка на Прокачку.

Где настоящие мастера, превращают ужасную машину в превосходное средство для передвижения. И вообще есть множество интересного контента для автомобилистов.

Можно отметить и автомобильный юмор, интересные ситуации на дорогах, ДТП и прочие интересности которые попали в объектив любительской камеры, и сейчас красуются в виде видеороликов на нашем сайте. Такого рода ролики отлично подойдут для разрядки и поднятия настроения.

В этом разделе каждый автолюбитель найдет для себя то, что ему понравится. В этом разделе собраны, действительно, качественные ролики, не только в плане картинки, но и в плане информационной составляющей. Желаем Вам приятного просмотра.

Источник: https://imperiya.by/video/Ep95pXHXNEG/samodelnaya-lodka-dolblenka-lodka-odnoderevka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector